Волков Александр Николаевич - SKETCHLINE

назад

1886 - 1957

Волков Александр Николаевич

описание

Узбекский художник русского происхождения, один из главных основоположников современного искусства Средней Азии, организатор нескольких художественных объединений Узбекистана — страны, уроженцем которой он был и в которой плодотворно работал. Феномен русско-азиатского мастера заключается в том, что его лучшие произведения важны не только для формирования туркестано-узбекской школы живописи, но и для истории искусства в целом.

Наследие художника заняло особое место в общем развитии среднеазиатского искусства 20 столетия, поскольку имело свои истоки как в искусстве Востока, так и Запада. Волков активно использовал традиционные национальные мотивы декоративно-прикладного искусства и достиг монументализма в создании образов простых людей-тружеников, не теряя связей с кубистической манерой исполнения.

Несмотря на присвоение в 1946 году звания Народного художника, Александр Волков в этом же году был осужден за формализм; ему была запрещена выставочная деятельность и его отстранили от преподавания в Ташкентском художественном училище, где трудился почти 20 лет.

Ключевые идеи:

— В целом живописная система А. Волкова складывалась из постижения им законов художественного языка традиционного азиатского искусства, формировавшегося под влиянием ограничений ислама, в сочетании с приемами нового европейского искусства.

— В исламской культуре он видел не аспект теологии, а визуально-пластическое воплощение, которое давало свободу от подражания натуре и стало самобытным компонентом мощной «музыки цвета».

— Ранней живописи Волкова присуща стилистика модерна, он активно использовал реминисценции на «кристаллическую» живопись Врубеля, что особенно видно в полотне «Персиянка».

— Испытав влияния кубизма, он органично соединял его приемы с плоскостными орнаментами. Углубленно изучая узбекскую музыку и прикладное искусство, стремился активно использовать традиционные мотивы — своим лаконизмом, монотонным ритмом и чистым цветом картины похожи на восточные ковры.

— В начале 1920-х манере становится присуща монументальность и усиленная энергия колорита, к кубистской геометрии прибавляется полуабстрактная игра с формами, достигшая после триптиха «Караван» драматической кульминации в самом известном полотне «Гранатовая чайхана».

— Художник, предпочитавший сочность в живописи, добивался эффекта звенящих красок разными технологиями: цветными грунтами, прозрачными лессировками, смешиванием масла и темперы, а для фактурности — введением в материал песка.

— Особая цветовая энергия сохранена Волковым и в вещах, которые он вынужден был писать в соцреализме, но темы труда обрели у него подобие эпических фресок.

Волков Александр Николаевич

Они повлияли

течение

Импрессионизм

Экспрессионизм

Модерн

Кубизм

друзья

Александр Тышлер

Александра Экстер

художники

Владимир Карлович Менк

Кричевский Фёдор Григорьевич

Михаил Врубель

Иван Билибин

Николай Рерих

Владимир Егорович Маковский

Он повлиял

течение

Кубизм

друзья

Александр Волков (сын)

художники

Урал Тансыкбаев

Бахрам Хамдами

Николай Карахан

Акрам Ташкенбаев

Чингиз Ахмаров

Алексей Подковыров

Семён Афанасьевич Чуйков

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в коллекции Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Архангельск (Россия).

1935

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1931

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном музее искусств Узбекистана (Ташкент).

1927

описание

Материалы: масло, фанера. Местонахождение: находится в Государственном музее искусств Узбекистана (Ташкент).

1924

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1924

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее искусства народов Востока, Москва (Россия).

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1922

описание

Материалы: масло, темпера, холст. Местонахождение: находится в Государственном музее искусств Узбекистана (Ташкент).

1915