Австрийский художник-сюрреалист, теоретик искусства, скульптор и поэт, автор нескольких философских трудов, работавший в Мексике и США.
Вольфганг Паален был выходцем из богатой немецко-австрийской семьи, и его детство прошло в старинном замке, выкупленном и реставрированном его отцом. Царившая там атмосфера Средневековья, древние сказания и легенды местных жителей наложили существенный отпечаток на личность будущего художника.
Паален был членом группы художников-абстракционистов «Абстракция-Творение», а позже стал одним из выдающихся деятелей сюрреалистического движения, выступая организатором и дизайнером их выставок, как в Европе, так и в США. По приглашению Фриды Кало он переехал в Мексику, где основал собственный сюрреалистический арт-журнал DYN, имевший большое влияние на авангардное искусство страны.
В своем творчестве Вольфганг Паален стремился соединить абстрактное искусство с обращением к подсознанию и символическим элементам. Он разработал свою личную модель сюрреалистического выражения, представленную в виде загадочного, потустороннего пейзажа, пронизанного мистикой и насыщенного таинственными образами космического происхождения.
Абстрактные полотна художника и его теоретические статьи оказали большое влияние на развитие абстрактного экспрессионизма, который стал ведущим направлением в США во второй половине 20 столетия.
Ключевые идеи:
— Большинство работ художника приближаются к абстракции. В них с трудом можно различить очертания знакомых предметов или людей. Вытянутые фигуры на фоне космического пейзажа напоминают нагромождение бессвязных элементов, которые удерживаются вместе благодаря лишь собственной энергии.
— Создавая свои произведения, художник полностью погружался в мир собственной фантазий, бессознательных чувств и воспоминаний из детства, реальных трансформированных наблюдений.
— Цвет играет большую роль в творчестве художника. Его живописные произведения, выполненные в темной дымчато-серой палитре, навевают тревожное настроение, в то время как бледные голубовато-бирюзовые оттенки символизируют холод и отчуждение. Яркие цветовые акценты Паален часто использовал для того, чтоб подчеркнуть значение того или иного элемента.
— Паален интересовался искусством доколумбовой Америки. Работы последних лет содержат элементы тотемной культуры ольмеков, которую он изучал, участвуя в археологических экспедициях. В этих полотнах присутствуют крупные монументальные фигуры и древние символы.
— Художник известен как автор оригинального приема в живописи, названного им «фюмаж». В основу этого метода легло рисование с помощью горящей свечи или керосиновой лампы, которая подносится близко к картине и оставляет интересный след копоти на ее поверхности. Этим необычным приемом пользовались многие художники, в том числе известные сюрреалисты Роберто Матта и Сальвадор Дали.
— Кроме живописных полотен Вольфганг Паален создавал и сюрреалистические арт-объекты. В этих работах он использовал прием соединения несовместимых между собой вещей, создавая неординарные конструкции, поражающие воображение зрителя. Наиболее известной стала инсталляция с зонтиком, выполненным из засушенных морских губок.