Войцех Вейс родился 4 мая 1875 года в селении Леорда, Румыния.
1875 - 1950
Польский художник, выдающийся живописец и график Войцех Вейс – одна из ключевых фигур польского модернизма.
Войцех начал учиться на художника во Львове. Затем получил образование в Академии изящных искусств в Кракове, вначале как вольный слушатель.
Художника признавали и ценили при жизни, он был членом Венского Сецессиона и Общества польских художников «Искусство», профессором и ректором краковской Академии изящных искусств. Мастер имел огромное влияние на развитие польской культуры рубежа ХIХ-ХХ столетий. Несмотря на все звания и награды, Войцех Вейс находился в постоянном творческом поиске, экспериментируя с самыми различными техниками и направлениями в живописи. Художник обогатил польское искусство новейшими европейскими тенденциями и способствовал культурному подъему страны, носившему название «Молодая Польша». В Кракове открыт музей художника.
Ключевые идеи:
— Искусство художника настолько разнопланово, что его сложно уместить в рамки одного направления, стиля или жанра. Войцех Вейс был из тех творческих личностей, которые никогда не останавливаются на достигнутом, пробуя себя в новых, подчас неожиданных ролях. Лиричные и воздушные пейзажи в ярких красках импрессионизма, тревожные экспрессионистические полотна, психологические портреты, обнаженные фигуры в стиле Сезанна, а также строгие картины соцреализма составляют богатое творческое наследие автора.
— Будучи одним из лучших учеников Краковской Академии искусств, он в совершенстве овладел искусством классического рисунка и живописи. Полотно «Меланхолик», написанное на старшем курсе Академии, демонстрировалось на выставке вместе с произведениями его преподавателей. Уже к концу обучения Вейс был удостоен нескольких наград в живописи и выработал собственный художественный стиль.
— Увлечение авангардными течениями, в частности экспрессионизмом, началось после встречи со Станиславом Пшибышевским и путешествия по европейским странам. Произведения Вейса после 1898 года наполняют довольно мрачные темы, в них присутствует тревога, печаль и ощущение приближающейся катастрофы. Цветовая палитра художника в этот период соответствует настроению картин – в основном это темные, землистые оттенки, с вкраплениями тревожного красного и контрастного синего цветов.
— Но пессимизм и отчаяние недолго присутствовали на полотнах художника. Уже в 1901 году, после поездки в Италию, художник начинает работать совершенно в ином ключе, изображая спокойные и лиричные пейзажи с обилием в них солнечного света и воздушного пространства. Постепенно палитра живописца становится все более светлой, иногда превращаясь практически в монохромную, с преобладанием белого и серых оттенков. Этот период в творчестве Вейса исследователи так и называют «белым».
— Более поздние пейзажи автора отличает сочная и насыщенная цветовая гамма, мастерская работа со светом и тенью, особая гармония и музыкальность.
— Еще одна неоспоримая заслуга художника – развитие стиля соцреализм, который был чрезвычайно популярен в социалистических странах после Второй мировой войны. Картина Войцеха Вейса «Манифест» 1950 года, изображающая молодых рабочих с флагом, является эталоном данного стиля в Польше.
1875
1892
1898
1901
1905 - 1906
1908
1914
1918
1920
1939
1948
1950
Войцех Вейс родился 4 мая 1875 года в селении Леорда, Румыния.
Был зачислен в Академию изящных искусств в Кракове, где его учителями были такие известные мастера как Флориан Цинк, Леопольд Лефлёр и Исидор Яблонский. В студенческие годы писал картины на историческую тематику под влиянием Я.Матейко, а также реалистичные портреты и пейзажи. Вместе с другими студентами совершил учебную поездку по Европе. Посещал студию Л. Вычулковского, который оказал на художника большое влияние.
Закончил Академию с отличием и получил стипендию доктора Урбаньского. Одна из работ художника «Меланхолик» участвовала в выставке объединения «Искусство» наравне с произведениями его учителей. В этом же году познакомился с известным писателем Станиславом Пшибышевским, который оказал на творчество и мировоззрение художника огромное влияние. Картины Вейса в это время стали приближенными к стилю экспрессионизм. В них появился пессимистичный настрой и мрачные темы.
Отправился в Италию, где жил во Флоренции и Венеции. Произошел перелом в творчестве художника: эмоциональные и тревожные мотивы сменились спокойными и умиротворенными пейзажами, основную роль в которых играл солнечный свет. Вейс написал много итальянских пейзажей, в которых его палитра стала постепенно все более светлой.
Стал членом прогрессивного Венского сецессиона. В это время начался так называемый «белый период» в творчестве художника. Он создал картины, максимально насыщенные цветом, многие из которых были выполнены с применением лишь белого, светло-серого, жемчужного цветов. В композиции и стилистике этих произведений заметно увлечение художника японским искусством.
Получил пост главы Общества польских художников «Искусство». Женился на своей студентке Ирене Зильберберг, которая стала любимой моделью мастера (изображена на большом количестве портретов и сюжетных картин). В следующем году состоялась первая персональная выставка художника в Кракове, а еще через год Вейс стал профессором своей родной Академии.
В связи с началом Первой мировой войны переехал в Вену. Часто работал в Кальварии, создавая красочные пейзажи. Палитра художника стала более насыщенной и сочной. Он создал композиции на мифологические сюжеты, такие как «Церера» (1916 г.), «Венера и Амур» (1917 г.) и другие.
Был приглашен на должность ректора краковской Академии искусств, которую занимал вплоть до 1939 года. За это время Вейс внес кардинальные изменения в учебный процесс Академии. Он поощрял распространение современных направлений в изобразительном искусстве, выступал за равное обучение мужчин и женщин, внес еще ряд новшеств. Эти изменения преобразили учебное заведение и сделали его одним из самых прогрессивных в восточной Европе.
Работал в издательстве «Изящные искусства», участвовал во многих выставках и получил несколько наград. Помимо живописных пейзажей, художник работал над графическими техниками, самой излюбленной из которых являлась монотипия. Вейс также обращался к теме ню, изображая обнаженную женскую и мужскую натуру в стиле постимпрессионизма. В межвоенный период создал также несколько десятков натюрмортов.
После начала войны сохранил пост ректора Краковской академии и следил за сохранностью ее собраний, но в 1940 году вынужден бежать от нацистских преследований. После освобождения города вернулся в Академию, где работал до выхода на пенсию в 1946 году. Художник начал писать полотна в стиле соцреализм, который был чрезвычайно популярен в послевоенной Польше. Наиболее известные полотна в этом направлении: «Забастовка», «Смотри! Прекрасная мирная манифестация», «Манифест» и другие.
Получил премию города Кракова за заслуги в области изобразительного искусства на Первой выставке живописи в Варшаве.
Ушел художник из жизни 7 декабря 1950 года в Кракове, Польша.