Художник родился 29 декабря 1879 года в Варшаве.
1879 - 1909
Польский художник, рисовальщик, график и книжный иллюстратор. Родился в семье кассира банка, был одним одиннадцати детей, с детства интересовался искусством.
Создавал также для журнала «Колючки» (Kolce) сатирические тексты, активно участвовал в деятельности кабаре «Зелёный шарик» (Green Balloon), в издании элитного журнала «Liberum Вето» под псевдонимом «Граф Войтек». Занимался книжной графикой. Создал коллекцию травести- пересказов на произведения наиболее уважаемых художников, среди которых Ольга Бознанская, Ян Станиславский, Леон Вычулковский. Подверженный духу фантазии, Войткевич умел изобразить воображаемый мир как реальный. Он писал навеянные сказочными сюжетами сцены с детьми («Похищение королевны»). Сцены-бурлески в стиле Тулуз-Лотрека чаще всего не лишены лиризма.
Не доживший до своего тридцатилетия художник сумел оставить наследие, которое предваряло развитие экспрессионизма и сюрреализма.
Большая ретроспективная выставка художника была проведена в 1976 году в польском Национальном музее Кракова.
Ключевые идеи:
На ранних этапах работы доминировал рисунок с иллюстративной, сатирической и политической подоплекой.
Позже в графических работах проявляется «метафизика пола», которой увлекалась польская богема вслед за Станиславом Пшибышевским.
Тезис философии человеческого существования, подчиняющегося всеохватывающей мощи эротики, отражается не только в графике, но и в живописи.
Воображение кружило вокруг тем, передающих реальные эпизоды-драмы («Демонстрация») и мелодрамы. Носителями символического значения становятся маски, куклы-марионетки, жонглеры, которые порой умножаются, изображая толпу в ее компактной форме.
Особенность польского мастера — в способности передать некое подвешенное состояние, когда объекты изображения динамику повествования теряют, преображаясь в символы настроения.
В картинах серии церемоний лейтмотивом становится придворные обряды — ритуал встраивается в идиллический пейзаж или происходит в замкнутых дворцовых интерьерах. Художник использует сложную орнаментацию, выписывая богатые узоры драгоценных тканей, вычурно-элегантные шляпы, большие короны, что украшают слишком маленькие головы. Взгляды персонажей погружены в себя, свои мысли или же нарциссически направлены на свое отражение.
В области техники живописи Войткевич выступил экспериментатором. Первым слоем он использовал масляные краски, а темпера накладывалась позже. Это позволяло художнику получить матовый тон цвета, который и передавал ностальгические настроения. Эта техника прослеживается в портретах – художник не успел создать много произведений этого жанра, но запечатлел значимые личности, к примеру, литератора Б. Рачинского, художника Максимилиана Розена и др.
1879
1898
1901
1902
1903 - 1904
1905
1906
1907
1908
1909
Художник родился 29 декабря 1879 года в Варшаве.
Поступил в Институт Жерсона (Варшавская школа рисунка).
Посещал занятия в Академии художеств в Кракове.
По приглашению своего дяди Иосифа начал учёбу в Санкт-Петербургской Академии, но почти сразу покинул её и вернулся в Варшаву.
Посещал краковскую Академию изящных искусств, занимаясь у Л. Вычулковского; работал в качестве иллюстратора в Краковском еженедельнике «Liberum Вето».
Был очевидцем Варшавского восстания, что нашло отражение в творчестве; стал членом содружества художников «Grupa Pięciu» (группа пяти), созданной Л.Готтлибом и др.
Окончил академию; участвовал в выставке в Берлине, выставлял произведения в экспозиции выставки живописи Группы пяти.
Андре Жид, заинтересовавшись творчеством Войткевича, организовал выставку произведений в парижской галерее Дрюэ (Galerie Druet) и написал предисловие к каталогу.
Присоединился к Обществу польских художников «Штука», приобрел популярность в Польше и Австрии; участвовал в деятельности выставки группы «Ноль».
Умер художник 14 июня 1909 года в Варшаве.