Родился в семье учителя Юозаса Кайрюкштиса, был третьим ребенком и с детства выявил способности к рисованию.
1890 - 1961
Литовский живописец, мастер прикладной графики, видный искусствовед, педагог, талантливый организатор. Как яркий представитель второй волны российского супрематизма и конструктивизма, художник активно пропагандировал идеи нового искусства, близкие к российскому супрематизму в стиле Малевича и конструктивизму в стиле Татлина, а также такие направления, как кубизм и футуризм.
Художник был в 1923 году первым, кто широко и официально представил авангардное искусство литовским художникам и публике, организовав в Вильне «Новую художественную выставку». Процесс в этой стране был намного медленнее, и предпринятые Кайрюкштисом с его единомышленниками усилия по внедрению идей европейского авангарда значительно ускорили изменения в художественном искусстве Литвы.
По приглашению Кайрюкштиса в «Новой выставке» участвовали польские конструктивисты из «The Bloc» — это позволило художникам Литвы стать членами этого варшавского объединения, а позднее войти в группу «Present Tense».
Художник около 10 лет возглавлял отдел живописи в Вильнюсской академии искусств, организовал собственную студию, работал также в Каунасе. В результате активной педагогической деятельности подвиг целое поколение своих соотечественников к радикальному отходу от академизма.
Как исследователь литовской модернистской эпохи, Витаутас Кайрюкштис опубликовал монографию о земляке художнике-аквалеристе К. Склерюсе, несколько статей о творчестве М. Чюрлениса и ряд статей по теории и истории изобразительного искусства.
Ключевые идеи:
— Для раннего творчества Витаутаса Кайрюкштиса характерны узнаваемые черты футуризма и кубизма. Художник предпочитал фигурные композиции, писал портреты, натюрморты.
— В пейзажном жанре литовский мастер использовал приемы импрессионизма – с работами мэтров этого стиля он познакомился во время поездок в Западную Европу.
— Увлекшись новейшим авангардом – российским супрематизмом и европейским конструктивизмом – художник создал несколько циклов работ, ставших первыми примерами в истории национального литовского изобразительного искусства.
— Беспредметная живопись художника отличается рациональной композицией, но неожиданным разложением объектов на чаще округлые и неправильные геометрические формы – плавные зигзаги. Складывая фрагменты, мастер добивался особой гармоничной ритмики композиции.
— Узнаваемыми на протяжении всей творческой карьеры оставались колористические пристрастия художника, работавшего в основном масляными красками и пастелью, – это сочетания контрастных охристых и синих цветов, варьируемых во множестве нюансных, но почти всегда неярких оттенков.
— Более поздние картины живописца в основном более реалистичны, хотя сохраняется характерное моделирование несколько субтильных форм и приглушенный колорит нежных цветов.
— Художественная, преподавательская и искусствоведческая деятельность Витаутаса Кайрюкштиса остается самым заметным и значительным явлением национального литовского авангарда.
1883
1910
1912
1917
1919
1920
1921
1923
1924
1928
1937
1940
1961
Родился в семье учителя Юозаса Кайрюкштиса, был третьим ребенком и с детства выявил способности к рисованию.
В течение двух лет учился в Вильне в Рисовальной школе у представителя академической школы живописи Ивана Трутнева.
Брал уроки в московской студии Константина Юона, со следующего года параллельно учился на юридическом факультете Московского университета, который не окончил.
Поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателем был передвижник-реалист Николай Касаткин. Курса не окончил.
Работая инструктором изобразительного искусства в отделе народного образования Воронежа, был мобилизован в Красную армию и служил в Иркутске в отделе культуры штаба Пятой армии.
Усовершенствовал навыки, занимаясь в течение почти двух лет в Высших художественно-технических мастерских у приверженца импрессионизма Павла Кузнецова, который заведовал секцией живописи в Наркомпросе.
Переехал в город Вильна (сейчас Вильнюс), где преподавал изобразительное искусство в средних учебных заведениях. По его приглашению в город прибыл В. Стржеминский, который был активным сторонником супрематизма и руководил Смоленским филиалом витебского УНОВИСа.
Организовал с помощью В. Стржеминского и других прогрессивных художников в залах Corso Cinema (Вильна) «Новую художественную выставку», представив литовскому арт-сообществу и публике образцы авангардистской живописи и графики, выполнил в соответствующем типографском стиле дизайн обложки каталога. Кайрюкштис выставил 23 свои работы, включая три супрематистских произведения.
Участники «Новой художественной выставки» вошли как члены в группу польских конструктивистов «The Bloc» и участвовали в варшавских выставках. Кайрюкштис руководил студией живописи в Вильне (у него, в частности, занимался В. Дрема). В следующие три года для знакомства с современными направлениями искусства побывал во Франции и Германии, Дании и Италии.
Экспонировался в Варшаве на выставке «Модернистский салон», организованной В. Стржеминским. Вскоре окончил экстерном Университет Стефана Батория. В дальнейшем ежегодно участвовал в вернисажах не только Вильнюса и Каунаса, но и в Риге, Таллине.
Преподавал художественные дисциплины в Каунасе, опубликовал в следующем году монографию о художнике Cayeton Shklery и большую статью о М. Чюрленисе.
Работал в Музее М. Чюрлёниса в Каунасе, печатал искусствоведческие теоретические труды. Позднее преподавал в Каунасском Институте декоративно-прикладного искусства. Выйдя в 1952 году на пенсию, вернулся в Вильнюс.
Умер художник 13 июня в Вильнюсе, СССР, сейчас Литва.
течение
Конструктивизм
Кубизм
Супрематизм
Импрессионизм
друзья
Владислав Максимилианович Стржеминский
художники
Пабло Пикассо
Мстислав Добужинский
Казимир Малевич
Владимир Татлин
Константин Юон
Павел Кузнецов
течение
Супрематизм
друзья
Владислав Максимилианович Стржеминский
художники
Владас Дрема
Antanas Samuolis
Казис Шимонис