Вильмош Аба-Новак родился 15 марта 1894 года в Будапеште, Венгрия.
1894 - 1941
Выдающийся венгерский живописец и график, работавший в переходном стиле от модерна к экспрессионизму.
В роду по материнской линии (Роза Вагингер родом была из Вены) было несколько художников, и Вильмош с детства решил посвятить себя изобразительному искусству. Будущий художник тщательно готовился к вступительным экзаменам в Венгерскую королевскую школу рисования, куда поступил в 1912 году. Преподавателем Аба-Новака стал знаменитый живописец Адольф Феньеш.
В. Аба-Новак – один из самых оригинальных и противоречивых талантов современной живописи Венгрии, проложивший своим неординарным творчеством дорогу для целого поколения авангардных художников. Помимо живописных полотен, мастер известен своими монументальными работами, украшающими общественные здания и церкви страны. Наиболее масштабными и известными являются фрески в церкви в Яссенрандрасе, на Героевских воротах в Сегеде и в Мавзолее Святого Стефана в Секешфехерваре. Искусство Вильмоша Аба-Новака было замечено и по достоинству оценено при жизни. Художник награждён Гран-При жюри Всемирной выставки в Париже в 1939 году и Большой премией Венецианского биеннале 1940 года. Он был востребованным педагогом, а его яркий индивидуальный стиль имел много поклонников и последователей среди молодых талантов.
Ключевые идеи:
— Стиль живописи художника отличает оригинальное сочетание динамики и эмоциональности экспрессионизма с ярко выраженным влечением к творчеству великих мастеров итальянского Возрождения.
— В своих произведениях Вильмош Аба-Новак прибегает к классической гармонии композиции и традиционным сюжетам, остро раскрывая при этом характеры своих персонажей с помощью ярких выразительных средств, свойственных экспрессионизму. Это необычное сочетание почти академической классики и достижений европейского авангарда стало визитной карточкой венгерского мастера.
— В своих динамичных композициях художник использует смелые, насыщенные цвета, а темная гамма со вставками ярких пятен, создает ощущение загадочности и фантастики. На картинах Аба-Новака часто можно увидеть изображения деревенской ярмарки с обязательными каруселями и цирка, которые были любимыми темами автора. В его произведениях эти людные места превращаются в отдельный мир со своими собственными правилами и потрясающей энергетикой.
— Художник писал картины на бытовые темы. В своих произведениях он поднимал социальные проблемы, такие как пьянство, бедность, пороки власть имущих и обывателей. Персонажи Аба-Новака взяты из жизни. Он изображал своих соседей и знакомых, друзей и врагов, просто прохожих. Исполненные в гротескной манере, подчас с грубоватым, но не злым юмором, эти портреты являются правдивым отражением современного художнику общества. Кроме этого, в творческом наследии венгерского живописца большое количество пейзажей, портретов и автопортретов, а также интерьеров.
— Широкую известность принесли Вильмошу Аба-Новаку его монументальные работы. Художник был признанным мастером росписей, сотрудничая с представителями знати и духовенства и оформляя по их заказам многочисленные интерьеры. В этих работах хорошо заметен индивидуальный стиль автора.
— Далеко не все церковные росписи выполнены строго по признанным христианским канонам. Своевольный художник мог добавить собственную деталь в композицию, в роли грешников, горящих в аду, изобразить своих врагов, а Христа сделать мулатом. Несмотря на это, искусство Аба-Новака высоко ценилось его современниками за его искренность, смелость и бесспорный талант их создателя.
1894
1914
1921
1928
1930
1939
1940
1941
Вильмош Аба-Новак родился 15 марта 1894 года в Будапеште, Венгрия.
С началом Первой мировой войны был призван в австро-венгерскую армию (воевал на Восточном фронте). Во время боевых действий получил ранение в правое плечо, но живопись не оставил, а продолжал заниматься под руководством пейзажиста Виктора Олгея. После выздоровления художник участвовал в боевых действиях на территории Галиции, Буковины, Северной Италии.
После окончания военной службы вернулся к живописи. Новак работал в колонии художников Сольноке, а также в румынском Байя-Маре (известна под именем Надьбанья (Nagybánya). Именно здесь состоялась первая персональная выставка художника в 1924 году, сюда в летнее время приезжало много известных и начинающих творцов, шел обмен новинками в технике и форме живописи. Здесь же состоялась первая персональная выставка художника в 1924 году. В этот период мастер выработал индивидуальный стиль, которому присущи яркие, подчас агрессивные цвета и монументальные формы.
Как лауреат государственной стипендии отправился в творческую командировку в Италию. Прожив три года в Риме, художник познакомился с лучшими образцами итальянского классического искусства и стал приверженцем стиля новеченто. Это направление в живописи пользовалось большой популярностью в Восточной Европе в начале ХХ века, и в отличие от разнообразных парижских течений, опиралось на лучшие образцы классического искусства. Вернувшись в 1930 году на родину, Аба-Новак стал одним из ведущих последователей «романской» школы венгерского изобразительного искусства.
Художник стал известным и признанным мастером не только у себя на родине, но и за рубежом. Он получил несколько престижных наград, в частности Гран-При жюри Всемирной выставки в Париже в 1939 году. В это время Аба-Новак активно занимался росписями храмов и общественных зданий и получал много заказов от церкви и зажиточных граждан. Живопись художника достигла зрелой стадии. Она стала узнаваемой благодаря своеобразному сочетанию экспрессии и классики, а также правдивым, жизненным образам.
Начал преподавать в будапештском Университете изобразительных искусств. В последние годы жизни художник активно работал, создавая многочисленные графические и живописные работы. В его произведениях все чаще появлялась религиозная тематика, своеобразно истолкованная зрелым автором. Жюри Всемирной выставки в Париже присудило художнику Гран-При.
Был награжден большой премией (Гран-при) Венецианского биеннале.
Ушел художник из жизни 29 сентября 1941 года, Венгрия.