Родился художник 30 ноября 1848 года в селе Неборов Варшавской губернии, Польша.
1848 - 1921
Украинский и польский художник и дизайнер, проживший большую часть жизни в Киеве, яркий представитель стиля модерн.
Его родители были польскими дворянами из древнего рода и дали сыну хорошее образование. Вильгельм окончил классическую гимназию в Варшаве. В годы обучения он посещал художественную школу под руководством Рафала Хадзевича, который обучил его навыкам классического рисунка и живописи, и привил любовь к искусству Возрождения.
Вильгельм Котарбинский – автор многочисленных философских и фантастических полотен, умело сочетающий в своем творчестве черты модерна, символизма и яркого личного стиля. Художник был выдающимся рисовальщиком, удостоенным многих наград в Италии и Российской империи. В Киеве Котарбинский выполнил росписи Владимирского собора, которые являются лучшим образцом церковной живописи конца ХІХ века и сделали имя художника популярным на всю страну. Работы польского живописца пользовались большим спросом, он выполнял заказы по оформлению частных домов богатых граждан. Одними из лучших его произведений являются 13 декоративных панно для дома меценатов Ханенко в Киеве (сейчас – здание музея).
Ключевые идеи творчества художника :
— Творчество Вильгельма Котарбинского очень целостное и самодостаточное. Художник не был склонен к экспериментам с различными направлениями в живописи и постоянным поискам себя в искусстве. Еще с ранних лет он понял свое предназначение, и упорно шел к своей цели, став непревзойденным мастером в собственном ярком стиле.
— Основой произведений художника зачастую выступают мифологические, исторические и религиозные (библейские) сюжеты. Во многих картинах присутствует мистическое начало и фантастические элементы. Героями полотен Котарбинского часто становятся нимфы, русалки, ангелы, сошедшие на землю, или просто потрясающе красивые женщины с томным взглядом и благородной осанкой. Богатая фантазия автора окружает их завораживающими пейзажами, создавая ощущение гармонии и единения с природой, как в сюжетном парном портрете «Две красавицы».
— Котарбинский также был талантливым дизайнером и мастером монументальной живописи. Его работа над росписями Владимирского собора в Киеве, которую он выполнял вместе с Виктором Васнецовым, поражает своей красотой, глубокой духовностью и размахом. Лучшими считаются фрески «Преображение Господне» и написанные вместе с Павлом Сведомским «Тайная вечеря», «Суд Пилата», «Дни творения». Художник также много работал над украшением интерьеров частных домов. Он является автором серии декоративных панно для дома В.Н. Ханенко, выполненных в стиле модерн. На этих вертикальных полотнах Котарбинский использовал плоскостную моделировку, очерченные плавными извилистыми линиями формы, богатый цветочный орнамент и гармоничную цветовую палитру. Все эти черты делают произведения автора лучшими образцами стиля модерн в европейском искусстве.
1848
1871
1875
1888
1890
1919
1921
Родился художник 30 ноября 1848 года в селе Неборов Варшавской губернии, Польша.
Получив государственную стипендию и заняв денег у своего дяди, так как отец не поощрял выбора сыном профессии художника, отправился в Рим. Здесь Котарбинский продолжил свое художественное образование в Академии св. Луки под руководством Франческо Подести. Во время обучения выиграл несколько главных призов за свои рисунки и был удостоен золотой медалью за картину «Вулкан приковывает Прометея к скале». Во времена студенчества Котарбинский испытывал большие материальные трудности, вследствие чего серьезно заболел и находился на грани смерти. Спасло художника знакомство с братьями А. и П. Сведомскими, тоже выходцами из Польши, проживавшими и работавшими в Риме. Сведомские помогли художнику найти подходящие заказы и разрешили работать в своей студии.
После окончания учебного заведения начал работать как мастер академических картин на античную и мифологическую тематику. Постепенно к художнику пришла известность, и он начал получать серьезные заказы. Котарбинский снимал собственную студию в Риме, начал преподавательскую деятельность и организовал свои первые персональные выставки в Риме и Львове.
По приглашению братьев Сведомских отправился в Киев для участия в оформлении собора святого Владимира. Художник работал вместе с такими известными живописцами как Васнецов, Нестеров и Врубель. В течении восьми лет Котарбинсий в соавторстве с П.Сведомским создал ряд масштабных росписей на религиозную тематику «Преображение Господне», «Тайная вечеря», «Суд Пилата», «Дни творения» и другие. Эти работы сделали художника известным и признанным мастером на всю Российскую империю.
Выполнил ряд работ по оформлению частных домов в Киеве. Наиболее известными стали росписи в доме Николая Терещенко на Бибиковском бульваре, а также панно и плафоны для известного мецената, друга художника, Богдана Ханенко. Кроме этого, художник занимался росписями в нескольких церквях, и создал лучшие свои живописные полотна. Картины Котарбинского пользовались большим спросом у публики, его произведения приобретали известные коллекционеры, а в числе его почитателей был сам Император Николай ІІ.
После Первой мировой войны и Октябрьской революции, творчество художника перестало пользоваться спросом. В его квартире постоянно проводились обыски, а сам Котарбинский был подвержен различным болезням.
Его давняя знакомая Эмилия Прахова пригласила художника пожить у нее. В доме Праховых Вильгельм Котарбинский и умер 4 сентября 1921 года.