Родился художник в семье интеллигента – сотрудника Института патологии Копенгагенского университета, что дало ему возможность рано познакомиться с анатомической коллекцией, которая вдохновляла его в поздний период творческой карьеры.
1909 - 1995
Вильгельм Фредди (Кристиан Фредерик Вильгельм Карлсен) — датский художник, скульптор, режиссер, считающийся пионером сюрреализма не только в своей стране, но и во всем скандинавском изобразительном искусстве. И это несмотря на то, что художник был практически самоучкой.
Первоначально Вильгельм Фредди работал как художник-абстракционист, но затем отошел от нефигуративной живописи и обратился к более реалистичному направлению сюрреализм. В ряде живописных работ художника критиковался нацизм и фашизм (прежде всего его «Медитация» 1936 года), и в результете он был официально лишен возможности посещать Германию, а позже был вынужден в искать убежища в Швеции, где жил до начала 1950-ых годов.
Некоторые из произведений В. Фредди были весьма смелыми по сюжету и противоречивыми по смыслу, поэтому в довоенные годы и первые два десятилетия после войны считались порнографическими. Это приводило к закрытию выставок, аресту автора, неоднократной конфискации работ. Их художественные достоинства были впоследствии признаны, и государственные галереи и музеи Дании и других стран стали приобретать работы мастера в свои коллекции.
Историки искусства справедливо полагают, что первым среди скандинавских сюрреалистов должен быть назван датчанин Вильгельм Фредди, отмеченный в 1970 году высшей наградой Академии художеств – медалью Торвальдзена. Он был одним из немногих сюрреалистов, чьи работы наполнены не просто фантазиямии, но и глубоким идеологическим и моральным содержанием.
Ключевые идеи:
— Молодой человек был хорошо осведомлен о новых направлениях искусства, таких, как кубизм и футуризм, абстракция и экспрессионизм. Уже свои первые работы после ученических импрессионистских пейзажей в конце 1920-х годов Вильгельм Фредди писал как абстрактные геометрические изображения.
— Через журнал «La Révolution Surréaliste» начинающий художник узнал о работах сюрреалистов. Особенно был впечатлен произведениями и быстро принял образный язык С. Дали с его медитацией и образами из сновидений. Одной из наиболее характерных черт стала откровенная сексуальность образов, а другая особенность — антинацистская направленность сюжетов.
— Последовательно техника искусства Вильяма Фредди может быть разделена на несколько фаз. В десятилетие с середины 1930-ых — это картины «illusionistic» с мягкими чувственными формами. Вильгельм стал экспериментировать с объектами, составляя живописные ансамбли и коллажи из разных предметов и проявляя при этом необузданную фантазию, зачастую — эротическую.
— Следующий эзотерический период характеризуется, среди прочего, оккультными темами и образами солнца, луны и огня, а также попыткой глубоко замаскировать содержание.
— Стилистика работ сменилась с 1954 года – в них вернулась выразительная чувственность, дополненная юмором и самоиронией, а порой и драмой.
— В последние десятилетия формальный язык картин был сильно упрощен, композиции приобрели плоскостность, а женская анатомия стала сочетаться с геометрическими элементами. Художник вернулся к абстракции.
1909
1923
1936
1937
1938
1944
1945
1949
1959
1961
1965
1970
1995
Родился художник в семье интеллигента – сотрудника Института патологии Копенгагенского университета, что дало ему возможность рано познакомиться с анатомической коллекцией, которая вдохновляла его в поздний период творческой карьеры.
Обучался в течение полутора лет резьбе, а также живописи у художников К. Будц-Моллера и Х. Хелмеса, но курса не окончил. По большому счету талантливый от природы художник остался самоучкой.
После участия в вернисаже «Молодое Шведское искусство» в Доме художников в Осло Фридде был приглашен с работами в галерею New Burlington (Лондон), где выставлялись Пикассо, Эрнст и Дали. Однако большинство картин так и не увидели зрители – они оказались слишком откровенными. Экспонировался в большом показе «Дада, сюрреализм и фантастическое искусство», прошедшем в Нью-Йорке, США.
Выставленные антинацистские картины и произведения с эротическим содержанием были конфискованы с выставки (в том числе объект Секс-paralysappeal). Художник был оштрафован, арестован и провел 10 дней в тюрьме с формулировкой «за порнографию». Другая работа – «Медитация на антинацистскую любовь» привела к запрету на въезд в Германию.
После выставки «Сюрреализм в скандинавском регионе», прошедшей в Лунде, и показа в Лондоне произведения художника экспонировались в парижской галерее Beaux-Arts и получили высокие отзывы от французских критиков. Спустя два года балет Фридде «Триумф любви» поставил Хельсинский театр.
Художнику с яркими антифашистскими взглядами пришлось покинуть Данию и дожидаться окончания войны в Швеции, где он жил до 1950 года.
Оформил сюрреалистическую выставку в Стокгольме. Работал в качестве архитектора и дизайнера выставок в Копенгагене. Участвовал в коллективной выставке «Модернизм» в Хальмстаде и в Gummonsons Konsthall, Стокгольм.
В этом и в следующем году Вильгельмом Фридде были оформлены и сняты два короткометражных фильма — «Окончательное отклонение просьбы о поцелуе» (с Йоргеном Руосом) и «Съедобные горизонты».
Фредди был приглашен на выставку в Милане и попросил, чтобы ему вернули изъятые в 1937 г. работы. Получив отрицательный ответ от Криминального Музея, он выполнил копии арестованных произведений и включил их в миланский вернисаж.
Выставил копии трех ранее изъятых произведений на родине, но они снова были конфискованы — Криминальный музей удвоил свою коллекцию работ В. Фредди. Возвращены работы автору были только в 1963 году, когда судебное разбирательство завершилось в его пользу.
Произошел фактический прорыв в Дании в сторону признания искусства художника — Национальный художественный фонд купил картину В. Фридде «Венецианский рок-н-ролл». В следующие годы художник совершил творческие поездки в Японию, Непал, Гонконг и Индию.
Был награжден Академией художеств медалью Торвальдзена, а в 1973 году назначен профессором Академии. Музей современного искусства в Стокгольме купил копию «Sex Paralysappeal» — оригинал находится в Nordjyllands Kunstmuseum и является его официальной визитной карточкой.
Кристиан Фредерик Вильгельм Карлсен умер 26 октября 1995 года в Копенгагене, Дания.