Виктор Никандрович Пальмов был рожден 10 октября 1888 года в Самаре, Российская империя.
1888 - 1929
Выдающийся художник (живописец и график), теоретик искусства, талантливый педагог, видный деятель культурного процесса первой четверти 20 столетия. Уроженец России Виктор Пальмов справедливо считается классиком украинского авангарда. Художник разработал собственную теорию «цветистости» и был автором ряда статей по проблемам теории новой живописи, печатавшихся в журнале «Новая генерация». Работы мастера попали в число «арестованных» и были в одном ряду с полотнами А. Богомазова, Д. Бурлюка, А. Экстер, «бойчукистов» запрещены к показу в галереях и музеях.
Ключевые идеи:
— Пальмов писал в статье «Проблемы цвета в станковой картине», что новое в живописи найдет свое отражение в применение цвета, а именно «в реализме цветов, возбуждающих своей игрой волю в бодрых устремлениях». Изучение цвета даст такие новые пути искусству, которые отбросят старую живопись и заменят ее «цветописью». Она должна, по мнению автора картин и теоретика, применяться вместо живописи и поэтому он рассматривает изобразительное искусство как «цветовое представление».
— Художник исповедовал принципы футуризма в сочетании с импульсивностью чувств, отражающих динамику произведения. Этот свой постулат он подтверждал практикой – картинам мастера присуще, наряду с напряженной цветовой насыщенностью, внимание к передаче движения. В наследии автора практически нет статичных сюжетов.
— Ориентируясь на спонтанность в своем искусстве, художник выработал собственную технологию написания картины: сначала заполнял основу полотна цветными пятнами, а уже потом располагал на нем те фигуративные изображения, которые соответствовали бы психоэмоциональному настроению, заданному цветом.
— Одной из особенностей творческой стилистики Пальмова была трепетная любовь к «первозданному» детскому рисунку и фольклорному искусству. Непосредственность, отличающая наивное творчество, присутствует в большинстве полотен художника.
— Начиная обосновывать свои теоретические установки, Пальмов прибегает к анализу эволюции выразительных средств в станковой картине, более подробно останавливаясь на достижениях импрессионизма и кубизма. Элементы этих стилей он использовал активно, создавая свой индивидуальный почерк в живописи и графике.
1888
1911
1916
1920
1922
1923
1924
1925
1926
1927
1928
1929
Виктор Никандрович Пальмов был рожден 10 октября 1888 года в Самаре, Российская империя.
После окончания Пензенского художественного училища поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, занимался в мастерской К. А. Коровина.
Получил звание художника, познакомился с московскими футуристами Д. Бурлюком, В. Маяковским, В. Каменским.
Участвовал в деятельности объединения «Зеленая кошка» (Хабаровск) и группы «Творчество» (Владивосток); совершил вместе со своим другом Д. Бурлюком поездку в Японию, где они организовали «Первую выставку русских художников» в городах Токио, Иокогама, Осака.
Провел персональную выставку в Москве. Преподавал живопись в Художественно-промышленном техникуме в Чите.
Начал сотрудничество с московским журналом ЛЕФ, объединявшим разные группировки представителей российского авангарда 1920-х годов – футуристов, конструктивистов, формалистов. Стал создателем художественного стиля «Цветистость».
Руководил с А. Лавинским деревообрабатывающими мастерскими. Стал членом художественного общества «Клич» и экспонентом выставки в Сергиевом Посаде.
Вступил вместе с коллегами Бурлюком, Меллером, Богомазовым, Ермиловым и др. в Ассоциацию революционного искусства Украины. Начал преподавать в должности профессора в Киевском Художественном Институте (декан живописного факультета), где его коллегами были В. Татлин, Е. Михайлов и др.
Произведения художника экспонировались на выставке левого искусства в Нью-Йорке.
Был одним из экспонентов Юбилейной выставки народов СССР, выставки «В помощь жертвам наводнения в Западной Украине» в Киеве.
Совместно с М. Эпштейном, А. Петрицким стал членом-учредителем нового творческого союза — Объединения современных художников Украины (ОСМУ). Участвовал в XVI международной выставке искусств в Венеции.
Организовывал и был экспонентом Второй передвижной Всеукраинской художественной выставки Наркомпроса УССР, показанной в десятках городов республики.
Умер 7 июля в результате неудачно прошедшей операции. Погребен на Лукьяновском кладбище в Киеве.
течение
Экспрессионизм
Футуризм
Примитивизм
Кубизм
друзья
Давид Бурлюк
Вадим Меллер
художники
Поль Гоген
Владимир Татлин
Александр Богомазов
Василий Ермилов
течение
Примитивизм
друзья
Михаил Бойчук
Александра Экстер
художники
Александр Хвостенко-Хвостов
Михаил Эпштейн
Анатолий Петрицкий
Петр Лузгин