Родился художник в семье купца, увлеченного спиритизмом. Четыре года посещал евангелическую школу в Брайле. После нескольких переездов семья окончательно обосновалась в Бухаресте.
1903 - 1966
Румынский живописец и скульптор еврейского происхождения, главный представитель авангарда этой страны в первой половине 20 столетия и в послевоенный период. Значительную часть творческой карьеры художник сделал во Франции. Хотя Виктор Браунер после его ранних постимпрессионистских и экспрессионистских опытов внес вклад в каждое авангардное движение, большая часть его творчества вписывается в концепцию сюрреализма.
Активный в культурной жизни своей страны художник пытался развивать авангардистские движения – основал в Бухаресте издание журнала «75 НР», написал «Манифест пиктопоэзии», организовывал выставки дадаистов и сюрреалистов. Однако угроза попасть в застенки нацистов заставила художника поселиться во Франции.
Браунер был активным и влиятельным участником объединения сюрреалистов, возглавляемого Андре Бретоном, но его творчество, считают специалисты, стояло особняком благодаря необузданной фантазии и, главное, серьезному увлечению эзотерическими идеями и аутентичным искусством разных народов мира. Это направление стало особенно выделять художника после того, как он потерял глаз – тот самый, который он изобразил выбитым на своем автопортрете за семь лет от самого события.
Виктор Браунер был участником крупных сюрреалистических выставок, а в 1966 году (в год его смерти) был выбран для представления Франции на Венецианской биеннале. На
Могильной плите кладбища Монмартр он завещал сделать надпись: «Живопись — это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь».
Ключевые идеи:
— Уже в ранние подростковые годы Виктор вращался в среде румынской декадентствующей интеллигенции, бывал на сеансах спиритизма, знакомился с многочисленной эзотерической литературой. Поступив в 18 лет в бухарестскую Школу изящных искусств, он недолго писал в пейзажи в манере Сезанна и вскоре стал одним из активнейших участников румынского авангарда — регулярно публиковался в изданиях, рисовал для журнала «UNI», придерживающего, кроме дадаистского, и сюрреалистическое направление.
— Совместно с поэтами-дадаистами Т. Тцарой, И. Воронкой Браунер основал журнал «75 НР», где был опубликован синтетический «Манифест пиктопоэзии», близкий по идее каллиграммам Г. Аполлинера, только румынский авангардист подошел к синтезу с позиции художника — его «пиктопоэзия» включала стихи как элемент живописи. К реализации этой идеи Браунер приступил уже в Париже и лишь 25 лет спустя.
— Обосновавшись в Париже, под влиянием И. Танги, с которым делил мастерскую, художник написал ряд работ с искаженными лицами и в их числе автопортрет с вырванным глазом – эта и еще некоторые из картин, датированные началом 1930-х годов, оказались пророческими.
— После трагического 1938 года (художник потерял глаз) его произведения переходят в сложный сплав образов и видений, исторгающихся из подсознания современного европейца, имеющего массу страхов, комплексов, табу.
— Послевоенная живопись мастера включала формы и символы, основанные на картах Таро, египетских иероглифах, на античных и мексиканских (майя, ацтеки, индейцы) мифах и кодексах. Большинство образов позднего В. Браунера имеют явную тотемную окраску.
1903
1919
1924
1931
1934
1935
1939
1947
1951
1953
1958
1961
1963
1966
Родился художник в семье купца, увлеченного спиритизмом. Четыре года посещал евангелическую школу в Брайле. После нескольких переездов семья окончательно обосновалась в Бухаресте.
Начал посещать курс в Академии изящных искусств, занимался у профессоров Д. Серафима и К. Петреску. Позже брал уроки в частных мастерских Х. Игирошиану и С. Владеску.
Первая персональная выставка художника (50 работ) прошла в Галерее Союза изобразительных искусств. Художник активно работал в журналах вместе с Иларие Воронкой, иллюстрировал книги. Участвовал в первой выставке авангардного искусства, организованной журналом «Contimporanul». Первая двухлетняя поездка в Париж была прервана призывом на службу в румынскую армию. После возвращения в Бухарест художник женился на М. Кош.
Поселившись с женой в Париже, увлекся новыми идеями, которые предлагали сюрреалисты И. Танги, А. Джакометти и др. Написал знаменитый «Автопортрет с вырванным глазом», который позже стал доказательством его способностей к предчувствию (именно левый глаз он потеряет в драке через 7 лет).
С группой сюрреалистов экспонировался на Шестом Салоне Supernaspendents; познакомился с Андре Бретоном и провел свою первую персональную выставку в Париже (галерея Пьера, восторженное предисловие к каталогу написал сам Бретон).
Вернулся в Бухарест, где открыл персональную выставку в галерее Моцарта (картины изъяты за неуплату аренды); иллюстрировал тексты нескольких румынских авторов. Пытался создать Ассоциацию молодых румынских художников и выпускать журнал аполитичной группировки, но поддержки не нашел.
Вернувшись в 1938-ом в Париж уже на постоянное жительство, провел персональный вернисаж в галерее Генриетта. В связи с угрозой нацистской оккупации жил в Восточных Пиренеях, затем получил вид на жительство в Марселе, где находилась большая часть сюрреалистической группы. Позже искал убежища в Швейцарии.
Вернувшись в 1945 в Париж, устроил свою мастерскую в здании на Перрел-стрит, где ранее работал Анри Руссо, провел персональную выставку в галерее Pierre Loeb и участвовал в грандиозной международной выставке «Сюрреализм в 1947 году», организованной А. Бретоном в галерее Маэг (Виктор экспонирует алтарь «Маса-Луп»). Персональный показ художника состоялся в галерее Julian Levy в Нью-Йорке.
Персональная выставка Браунера состоялась в Ганноверской галерее в Лондоне. Незадолго до нее художник в знак солидарности с другом Р. Маттой вышел из сюрреалистической группы, где усиливался авторитарный режим А. Бретона.
Вследствие болезни поселился на юге Франции, работал в керамической мастерской, где встречался с П. Пикассо; начал сотрудничество с Александром Иоласом. Участвовал в Венецианской биеннале-1954, много путешествовал по Италии. Вскоре вышла его первая монография, посвященная творчеству В. Браунера.
Две персональные выставки художника прошли в Италии — в Милане в Galleria del Naviglio и в Риме в Galleria Selecta; готовился к печати его монографический альбом.
Совершив путешествие в Испанию (Мадрид, Барселона) и Италию, художник приобрел дом в Варгенвилле (Нормандии), называя его «Асанор» (печь алхимиков). Выставка «Codex d’un visage» (acqua-forte) прошла в галерее Le Point Cardinal в Париже.
Получил французское гражданство, готовил передвижную личную ретроспекцию, которая в 1965 г. прошла в музеях Ганновера, Вены, Гааги, Амстердама.
Выставка «Мифологии» состоялась в Парижской галерее «Алекс». Художнику была зарезервирована комната во французском павильоне на Венецианской биеннале искусств. Однако мероприятие состоялось без него: 12 марта художник умер.
течение
Постимпрессионизм
Дадаизм
Сюрреализм
Неопримитивизм
друзья
Альберто Джакометти
художники
Андре Бретон
Пабло Пикассо
Пауль Клее
Джорджо де Кирико
Сальвадор Дали
течение
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Ив Танги
Pedro Coronel
художники
Роберто Матта
Энди Уорхол
Леонора Каррингтон
Курт Зелигман
Vlady