Один из крупнейших русских художников-символистов, живописец и график. Создавал картины в жанрах пейзажа, портрета, сюжетных сцен. Принадлежал к саратовской школе живописи, был участником выставок «Алая роза» и «Голубая роза», членом Московского товарищества художников и Союза русских художников, французского Общества изящных искусств. В Саратове открыт Музей-усадьба В. Борисова-Мусатова — филиал художественного музея им. А.Н. Радищева.
Ключевые идеи:
— Символистская направленность художественных размышлений Виктора Борисова-Мусатова сомнений не вызывает. К этому стилю как методу постижения и отображения мира живописец пришел, «переболев» импрессионизмом и постимпрессионизмом. Однако именно благодаря этим переходным для художника стилям палитра высветлилась, стала ярче и приобрела особо чистое звучание.
— На основе импрессионистических студий живописец пытается создавать мир идеальной природы, а главным натурщиком делает солнце. Позже, стремясь к уравновешенным и более монументальным формам, он сохраняет богатство красок и создает атмосферу гармонии, безмятежности.
— Музыкальные названия («Осенний мотив», «Гармония»), подчеркивают исключительную способность художника к декоративному видению мира, нашедшую реализацию в изысканной цветовой гамме и в виртуозной передаче световой и воздушной среды.
— Особая «ностальгия конца века», которая охватила многих творцов, приводит Мусатова к желанию создать совершенно особый живописный мир, сочетающий реальные образы с вымышленными. Поиски «Вечной женственности», как ключевая проблема символистов, коснулись и Мусатова. Всю творческую жизнь он решал ее, стараясь дать интимный образ как символ красоты одухотворенной, а не внешней. Он находил ее в лицах сестры, Е. Мусатовой, жены Е. Александровой и близкого друга Н. Станюкович. М. Волошин отметил, что В. Мусатов выявил в дорогих ему лицах «отблески внутреннего немеркнущего света».
— В жанровых зарисовках мастер использует непрозрачную гуашь, а передавая детали композиции, применяет заливку плоскостей краской. Такая своеобразная декоративность, как и тщательная композиционная разработка — краеугольные камни зрелого творчества В. Мусатова.