Русский скульптор-монументалист, мастер портретного жанра, а также автор новаторской бытовой пластики — ваз, бокалов, статуэток из стекла.
Скульптор, получившая образование и навыки у видных российских и парижских мастеров, тяготела к монументальному жанру и вводила в скульптуры некоторые приемы кубизма и футуризма. Прославилась впечатляющими монументами, главный из которых – «Рабочий и колхозница», за который автор удостоилась Гран-При на Международной выставке в Париже. Побеждала также на Венецианской биеннале.
В разные годы художница была член художественных объединений «Монолит», «Четыре искусства», Общества русских скульпторов, «Бригада восьми», стала академиком и Народным художником СССР.
В наследии ваятеля насчитываются десятки портретов героев войны, ученых, артистов, в которых реалистично и эмоционально запечатлен облик выдающихся людей.
Вера Игнатьевна пять раз удостаивалась Государственной премии СССР за отдельные произведения, награждалась орденами и медалями не только своей страны. Она преподавала на скульптурных факультетах нескольких учебных заведений, была автором теоретических статей по монументальной скульптуре.
Музей Веры Мухиной открыт в Феодосии, где она жила долгое время, в её честь назван кратер на Венере.
Ключевые идеи:
— Вера Мухина писала, что «стиль родится, когда художник познает идеалы своего времени, когда он иначе не может чувствовать, когда идеология его народа стала его личной идеологией». В этих смыслах она действительно выразила стиль страны, в которой жила.
— В молодости Мухина была впечатлена неуемным темпераментом О. Родена, и он же привлек ее монументальностью своих работ. Общими тенденциями творчества стали пафос силы и величие масштаба, тяготение к волевой динамике и мощи форм. Эти изначальные качества и сделали Мухину яркой фигурой советского официального искусства.
— Работы характеризуются метафорикой стремительного порыва, преодоления и борьбы – отсюда шла гиперболизированность физически ощутимой телесной массы, внятно проработанные мощные объемы. В результате они являли баланс статики с волевым усилием, сочетали земную тяжеловесность и мажорный энтузиазмом с его надличностной триумфальностью.
— Мухиной на протяжении всей жизни свойственен интерес к портрету – она изображала близких людей (мужа, А. Замкова, его братьев, сына), а также выдающихся людей и героев чаще всего подробно-документально, без лиризма. Однако чувство целостной формы позволяло ей избежать излишней повествовательности.
— Наиболее декоративными становились работы Мухиной, когда автор переводила свои композиции в художественное стекло. Она дала пример новаторского подхода к эстетике таких бытовых и интерьерных предметов, как стаканы, бокалы, вазы, статуэтки.