Уильям Патрик Робертс родился в семье плотника в лондонском районе Хокни, с раннего возраста проявлял выдающийся талант к рисованию. С 14 лет зарабатывал изготовлением рекламных плакатов, а вечерами учился в Художественной школе Св. Мартина.
1895 - 1980
Английский живописец Уильям Робертс, почитаемый за большие, сложные и красочные композиции, которые он ежегодно, начиная с 1950-х годов выставлял на вернисажах Королевской академии, в начале карьеры был в рядах пионеров английского художественного авангарда. Член студии-мастерской «Омега» Роджера Фрая, группы вортицистов Уиндема Льюиса, Роберст позиционировал себя как кубиста и большую часть очень длительной творческой карьеры работал вне мейнстрима.
Художник, долго служивший официальным военным живописцем, избирался также действительным членом Королевской академии, награждался премиями. Произведения Робертса составляют не только коллекцию его лондонского Дома-музея, но и широко представлены в престижной Галерее Тейт Модерн и в других английских и американских музеях и галереях.
Ключевые идеи:
— Совершая студентом первую поездку по Франции, Робертс обнаружил такие течения в живописи, как постимпрессионизм и кубизм. Оба стиля оказали на начинающего художника большое влияние, он использовал их приемы в своем искусстве на протяжении всей долгой творческой карьеры.
— Присоединившись сначала к мастерской «Омега», а потом к группе вортицистов во главе с У. Льюисом, художник пришел к более угловато-агрессивному стилю в живописи, что соответствовало веяниям, накрывавшим Европу в предвоенный период.
— Официальная должность военного художника и непосредственное участие в боевых действиях Первой мировой войны обусловили тематику работ Робертса второй половины 1910-х годов.
— Стряхнув некоторые догмы вортицизма, художник развил собственный узнаваемый стиль английского кубизма. Предметом его внимания стала городская жизнь в Лондоне, в том числе сюжеты с ипподрома. Произведения именно этого послевоенного периода стала приобретать галерея Тейт.
— В 1930-е годы угловатому стилю прежних работ Робертс стал предпочитать более округлые формы и более скульптурный подход к изображению объектов. Многие композиции приобретали монументальное звучание («Маски», «Детская площадка»).
— На более поздних работах Робертса начал отчетливо сказываться акцент на важности проработки рисунка и стройности композиции, который был усвоен в школе Слейда. В 1950-е, когда британское искусство было абстрактным, работы мастера, ежегодно выставляемые в Королевской Академии, становились сенсацией — впечатляли масштабом, драматизмом сюжетов («Искушение святого Антония») и смелыми цветовыми решениями.
1895
1910
1913
1914
1916
1918
1923
1948
1956
1961
1965
1974
1980
Уильям Патрик Робертс родился в семье плотника в лондонском районе Хокни, с раннего возраста проявлял выдающийся талант к рисованию. С 14 лет зарабатывал изготовлением рекламных плакатов, а вечерами учился в Художественной школе Св. Мартина.
Поступил в Школу искусств Слейд, где познакомится с будущими выдающимися художниками Д. Бомбергом, С. Спенсером, Д. Кэррингтон, М. Гертлером, К. Невинсоном. Акцент школы на важности усвоении твердых канонов и структурировании композиции очень пригодился художнику, когда он перешел от авангарда к собственному монументальному стилю.
Окончив школу Слейда с блестящими успехами, совершил поездку по Франции и Италии, во время которой познакомился с идеями и творчеством фовистов и кубистов. Вернувшись в Лондон, посещал дизайн-мастерскую Р. Фрая «Omega Workshops», где выполнял оплачиваемую работу.
Подружившись с поэтом Э. Паундом и художником У. Льюисом, поддержал создаваемое новое направление в живописи вортицизм, подписав Манифест Ворцистов, который появился в первом номере журнала «BLAST». При этом сам художник относил свои работы к кубизму. В следующем году экспонировал кубистские работы с Лондонской группой.
Воевал артиллеристом на фронтах Первой мировой войны. В то время две его крупномасштабные картины маслом были показаны на выставке Vorticist в галерее «Пингвин» в Нью-Йорке. Их приобрел влиятельный коллекционер Дж. Куинн.
Вернулся в Лондон в должности официального военного художника. Правда, ему пришлось выполнять условие не писать сюжеты в кубистском стиле. Результатом этой комиссии стали такие значительные экспрессионистские полотна, как «Первая немецкая газовая атака в Ипресе» и др., а также 12 акварелей, написанные по собственным впечатлениям от участия в боевых действиях. О них критики отзываются как о соперничающих своей горечью со знаменитыми работами немецких мастеров Отто Дикса и Дж. Гросса.
Состоялась первая персональная выставка художника в лондонской галерее Chenil, после которой ряд произведений приобрело Общество современного искусства для разных галерей Великобритании. К тому времени художник уже год был женат на сестре своего однокурсника по школе Ф. Слейда Саре Крамер, которая почти на 60 следующих лет стала его музой и моделью.
Презентовал на летней выставке Королевской Академии автопортрет и портрет Сары в цыганском платке. С того года художник ежегодно участвовал именно в этих вернисажах, и с каждым годом его популярность возрастала.
Лондонская галерея Тейт Модерн организовала выставку с названием «Уиндхем Льюис и вортицизм» (Wyndham Lewis and Vorticism), в которой выставлялись и работы Робертса. Художник оскорбился, что каталог «вел непосвященных к предположению, что «другие вихристы каким-то образом подчиняются У. Льюису», и опубликовал серию гневных статей. А в следующем год выпустил брошюру «Некоторое ранние абстрактные и кубистские произведения 1913-1920 гг».
Получил премию Фонда К. Гулбенкяна с формулировкой «в знак признания его художественных достижений и выдающегося служения британской живописи». Приступил к написанию полотна «Вортицисты в ресторане Эйфелевой башни, весна 1915», завершив ее уже в следующем году.
Совет искусств Великобритании в галерее Тейт организовал большую ретроспективную выставку художника, ее небольшая версия была показана также в Ньюкасле и Манчестере. В следующем году он был избран членом Королевской академии.
Прошла выставка Совета искусств «Ворцитизм и его союзники», на которой признавалась важная роль Робертса как одного из ведущих членов группировки. В последнее десятилетие, по-прежнему активно работая над различными темами, Робертс был одержим жанром автопортрета и ряд данных произведений приобрела и впервые выставила в 1984 году Национальная портретная галерея.
Уильям Патрик Робертс умер 20 января 1980 года в Лондоне, Великобритания.