Родился Туллио Крали на территории Австро-Венгерской Империи в семье выходцев из Далмации. Вскоре семья переехала в Задар, где и прошло детство мальчика.
1910 - 2000
Итальянский художник и скульптор, представитель второй волны футуризма и выдающийся участник движения аэроживописи. Известен своими реалистичными работами, которые сочетают скорость, воздушную перспективу и механическую эстетику войны.
Имя Туллио Крали неразрывно связано с темой самолетов, к которой он многократно обращался в своем творчестве. Совершив первый свой полет в 1928 г., художник навсегда влюбился в небо и мощный рев машин, задался целью донести до зрителя этот впечатляющий опыт с помощью живописи.
К движению футуризма Крали примкнул в возрасте 19 лет, и, несмотря на молодость, сыграл значительную роль в его развитии. В начале карьеры художник изображал военные самолеты, воспевая эстетику воздушного боя и романтизируя действия итальянских воздушных сил. После окончания Второй мировой войны Крали остался верен эстетике футуризма. Более поздние его работы сосредоточены на передаче полного погружения в воздушное пространство с точки зрения пилота. Произведения Т. Крали отличает головокружительная перспектива и выразительная динамика. Его вклад в искусство представляет собой не только живопись, но и объемные автобиографические труды, раскрывающие особенности футуристического изобразительного искусства.
Ключевые идеи:
— Мастер стремился реалистично передать ощущение полета, воспевая его поэзию и красоту. Цель большинства известных работ художника — как можно точнее описать чувство подъема над землей, гула мотора и стремительность пролетающих внизу пейзажей, а главная тема – самолеты, летчики, военные действия над городом и виды Земли с большой высоты.
— Художник искажал перспективу, подчиняя окружающее пространство энергии движения. Мчащийся с огромной скоростью самолет вовлекает в свой полет все окружающее пространство, включая город с его домами и промышленными зданиями, озера и реки, ветер и облака. Все на полотнах Крали сливается в единый головокружительный вихрь — стремительный водоворот жизни.
— Помещая зрителя в кабину самолета, автор картин делал его участником сюжета. Художник изображает не только пейзажи Земли с высоты, но и внутреннюю часть кабины самолета, а иногда и самого пилота. Многие полотна поданы как будто «от первого лица», с точки зрения сидящего за штурвалом человека.
— Как и другие последователи аэроживописи, Т. Крали использует метод пространственного искажения, расширяя угол зрения человека почти на 180 градусов. Благодаря этому зритель может одновременно видеть широкую панораму лежащего внизу мира, небесные просторы через призму кабины самолета. Он изображает мир с разных, подчас неожиданных ракурсов, меняя местами небо и землю.
— Несмотря на то, что известность Крали принесли его аэрографические работы, за свою продолжительную карьеру он успел попробовать себя в самых различных жанрах. Кроме самолетов, художник часто изображал городские пейзажи, а также обнаженную женскую фигуру в полуабстрактном романтическом стиле.
1910
1925
1928
1929
1932
1936
1945
1958
1969
2000
Родился Туллио Крали на территории Австро-Венгерской Империи в семье выходцев из Далмации. Вскоре семья переехала в Задар, где и прошло детство мальчика.
Будучи студентом Технического института Гориции, молодой человек обнаруживает склонность к изобразительному искусству. Он познакомился с теоретическими трудами и живописью футуристов и стал последователем этого движения. Свои первые работы подписывал псевдонимом «Бальзо Фиамма».
Совершил свой первый полет на борту гидросамолета, направлявшегося в Истрию. Молодой художник был сильно впечатлен этим полетом, который вдохновил его на создание первых работ в стиле аэроживописи.
Познакомился с Ф.Т. Маринетти, который высоко оценил талант начинающего живописца, и стал официальным членом объединения футуристов. Благодаря дружбе с Маринетти, Крали получил возможность участвовать в выставках футуристов и продолжить свое художественное образование в Венеции и Риме.
Принимал участие в выставке «итальянские футуристы» в Париже и Брюсселе, где были показаны работы «Воздушная акробатика», «Пилот-охотник» и другие. Кроме этого художник создал несколько футуристических архитекторских проектов и работал над дизайном мужской и женской одежды. В этом же году познакомился с выдающимися представителями футуризма Тато (Гульельмо Сансони), Луиджи Руссоло, Джакомо Балла.
Участвовал в Международной выставке спортивного искусства, организованной на Олимпийских играх в Берлине. Работы художника стали известны на европейском и мировом уровне. Вместе с Маринетти, Прамполини, Доттори и другими художниками опубликовал манифесты «Пластмассовый иллюзионизм войны» и «Защитить Землю».
После окончания Второй мировой войны и падения режима Муссолини, покинул Италию и переехал в Париж. Там он читал лекции в Сорбонне, а также издавал собственный манифест Sassintesi (Каменные Синтезы). В своем творчестве Крали использовал природные материалы: камни, гальку и песок.
Вернулся в Италию, где остался до конца своих дней. Он продолжал писать картины, посвященные самолетам и небу, а также затрагивал и другие темы. На родине художник продолжил свою преподавательскую деятельность.
С развитием эры космонавтики, художник стал вводить образы космонавтов и космических ракет в свои картины. Туллио Крали издал манифест «Орбитальное искусство», который стал последним манифестом футуризма.
Туллио Крали умер 5 августа 2000 года в городе Генуя, Италия.