Родился художник 14 марта 1879 года в Нурмесе.
1879 - 1955
Туко Константин Саллинен — финский художник, наиболее выдающаяся фигура изобразительного искусства начала 20 столетия в своей стране, организатор и интеллектуальный лидер творческих объединений у себя на родине, самая значительная из которых «November Group» («Ноябрьская группа»).
Саллинен родился в семье портного, был старшим ребенком. Семья вскоре переехала в Хапаранду в Швеции, где мальчик провел детство, четыре года посещал школу и учился профессии портного под руководством строгого отца. Семья была пуританской, принадлежала к фундаменталистской секте и отвергала мирские удовольствия, в том числе искусство. Туко ушел из дома в возрасте 14 лет после очередных побоев отца и жил, работая помощником портного. Вернулся в семью через 4 года.
Трудно отыскать среди европейских художников фигуру более революционно-бунтарскую, чем Туко Саллинен. Уже одно то, что в искусствоведении есть понятный всем термин «первая война Саллинена», «вторая», «небольшая третья» говорит о том, насколько яростно он сражался со «старым» в изобразительном искусстве.
Искусство и личность мастера, имевшего бунтарский характер, подняли волну интереса к новым техникам, однако все иностранные течения базировались на традициях финского искусства. Художник был почетным членом Королевской академии в Швеции, получил звание профессора Финской ассоциации визуальных искусств. О нем написано большое количество эссе и книг, снят фильм.
Ключевые идеи:
— Сначала наряду с художниками Ю. Мякелем и Дж. Руококоски Туко Саллинен был одним из первых финских прогрессивных художников, а спустя несколько лет стал ведущим сторонником молодого поколения и первым, кто с беспрецедентной откровенностью изобразил финский пейзаж и людей, подчеркнув их индивидуальность и силу эмоций.
— Туко Саллинен преднамеренно разрушал привычную моделировку лиц и фигур людей. Для него ритм и «чистота» (наивность, примитивность) были важнее прямого и неинтересного реализма. Он не стремился к элегантности или красивости, но, по словам Т. Коллиандера, старался «освободить цвет от бремени теней». При всей его «дикости», искусство Саллинена было относительно утонченным.
— С самого начала художника интересовали колористические решения, а затем, просто околдованный цветами фовистов, он удалил все ненужные приглушенные цвета из своей палитры и писал с использованием ультрамариновых, белых, разных оттенков розового и фиолетового. Он накладывал густые слои, частично ножом-мастихином, подчеркивая двухмерность поверхности, избегая любых затенений. Одна из известных картин, ставшая поводом для «первой войны» Туко с Ассоциацией финских художников «Прачки» («The Washerwomen») полна солнца, цвета, воздуха и бодрости. Но цвета, которые от реализма настолько отличаются, вызывали негодование, и мастер в знак протеста вышел из Ассоциации.
— К 1916 году он изменил ярким цветам в пользу темных под впечатлениями от бедствий войны. Любимыми темами мастера оставались карельские суровые пейзажи, жизнь финских крестьян. Художнику, когда-то убежавшему из-под родительского сурового религиозного гнета, великолепно удалась серия «Фанатики». Он знал изнутри атмосферу христианского экстаза, и тема была настолько для него важна, что он повторил ее в 20 близких по сюжету и стилю вариациях.
— Традиции и национально-романтические идеи в искусстве Саллинена также приобрели новое звучание. Не взирая на то, что художник устанавливал собственные правила для изображения национальных финских черт, такие его картины, как «Сельские танцы», считаются национальными шедеврами.
— В целом его палитре свойственна яркость и в то же время цветовая гармония. У Туко Саллинена не было конкретной программы — он на практике отрицал старую школу и не намеревался теоретизировать, считая, что «картина является не теорией, а ремеслом».
1879
1902
1908
1909
1912
1913
1914
1916 - 1917
1920
1930
1940
1955
Родился художник 14 марта 1879 года в Нурмесе.
В Хельсинки начал заниматься в школе рисования финской ассоциации искусств у Альберта Гебхарда и Вяйне Бломштедта, а год спустя – еще и в Академии изящных искусств. Его особенно заинтересовал колоризм постимпрессионистов. Участвовал в различных групповых выставках с 1906 г. и получил стипендию для обучающих поездок, что свидетельствует о раннем признании таланта художника.
Получив грант, отправился с другими студентами в Данию. Работал в Копенгагене у Нильса Райденга, позже ставшего известным коллекционером произведений искусства и не раз позировавшего для многих картин. Дом Райденга стал базой для молодых художников, а сам он начал собирать произведения современного искусства благодаря Саллинену.
Учился в Париже в Академии Витти, увлекся фовизмом, выделяя Дж. Руо и Кес ван Донгена. Женился на студентке-искусствоведе из Сордавала (Карелия) Хельми Вартиайнен, ставшей моделью для многих ранних картин («Мирри» и др.). У пары родились две дочери и когда брак в 1916 г. распался, младшая из них жила с отцом и стала автором его биографии. Большая часть раннего творчества была уничтожена пожаром в 1910 году.
Вернувшись в Финляндию, Саллинен легко влился в ряды «Septem» — движения с лозунгом «за чистую палитру». Он представил на групповую выставку более десятка картин, экспрессионистский стиль которых неоднозначно был воспринят коллегами и критиками. Созданная в 1911 г. картина «Прачки» вызвала бурную дискуссию в Финляндии, сделав ее спорным символом современного искусства в Финляндии. На фоне жарких дебатов художник даже хотел эмигрировать в Америку, но пробыл там около года, работая карикатуристом в финско-американских газетах.
Вернулся на родину, познакомился в Хельсинки со знаменитым арт-дилером Г. Стенманом, с которым подписал контракт, гарантировав себе ежемесячный доход и материалы для работы. Выставки Саллинена в картинной галерее Стенмана проходили до 1927 г.
Совершил поездку в Париж, рисовал в Бретани, в том числе виды Сен-Мало. Вскоре началась «вторая война», на этот раз вызванная картиной «Гном» («The Dwarf»). Художник снова обвинялся в «жестокости, и вранье». Для Саллинена отрицательное мнение стало своего рода победой, и уже в следующем году он принял участие в групповой выставке Septem. К году он изменил ярким цветам в пользу темных под впечатлениями от бедствий войны.
Саллинен и его друг художник Дж. Руококоски построили две ставшие впоследствии легендарными виллы в Хайвинге. Художник стал инициатором создания авангардной и национально значимой художественной «Ноябрьской группы». Пять ее выставок проходили в 1918-1924 гг.
Работал во Франции, создавая южные пейзажи, которые были показаны в Академии искусств Стенманса. А. Хеллакоски написал первую биографию мастера. Был опубликован первый из романов о жизни Туко (автор- Виджо Коджо). Художник женился на 19-летней Катарине Чепурнов, а в 1928 году родилась их дочь Тирси. Организовал в Хельсинском художественном салоне персональную выставку, участвовал в коллективных экспозициях.
Посетил Италию для изучения фресковой живописи, был избран Почетным членом Союза художников своей страны. Ряд картин были уничтожены как «дегенеративное искусство».
Был избран почетным членом Королевской академии в Швеции, позже стал членом Ассоциации визуальных искусств Финляндии, получил звание профессора, почетную награду от Финского культурного фонда в честь семидесятилетия.
Туко Саллинен ушел из жизни 18 сентября 1955 года в Хельсинки.