Титус Чижевский родился 28 декабря 1885 года в городе Пшишова, Австро-Венгрия (ныне Малопольское воеводство, Польша).
1885 - 1945
Польский художник, литературный критик, поэт и драматург, стремившийся сочетать наивность народного искусства с современными художественными течениями: дадаизмом и футуризмом.
Родители будущего художника были помещиками и дали сыну хорошее образование. Титус окончил среднюю школу в городе Новы Сонч, а в 1902 году поступил на факультет живописи Академии изобразительных искусств в Кракове. Здесь его учителями были выдающиеся художники Ю. Мехоффер и С. Выспяньский.
Получивший образование в Париже и учавствовавший в выставке Салона Независимых в 1911 году, Титус Чижевский оказал сильное влияние на развитие авангардного искусства Польши. Он был участником и одним из организаторов группы польских экспрессионистов, позже преобразованных в группу «Формисты», и редактировал журнал с одноименным названием. На протяжении нескольких лет работал в посольстве Польши в Париже, занимался преподавательской деятельностью, издавал научные труды в области искусства.
Ключевые идеи:
— Произведения Титуса Чижевского относятся к лучшим образцам авангардной живописи Польши. Они отличаются свежим взглядом на вещи, смелой работой с формой и разнообразием декоративных решений, которые уходят корнями в народное искусство и национальный фольклор. Художник отличался особым талантом сочетать в своих работах самые новые, «модные» тенденции европейской живописи с исконно польскими особенностям и национальным колоритом. Это наполняет его искусство особым звучанием и эмоциональной выразительностью.
— Фрагментировано-некорректный взгляд на реальность, удивительные, почти невозможные сочетания форм проявляются в картинах, написанных под влиянием русского кубо-футуризма. Творческий синтез различных форм изображения, характерный для таких работ, как знаменитый «Акт с котом», упрощенная и динамически сформированная фактура полотна показала такое же родство с искусством первого авангарда на Западе, как и с наивом. Благодаря такому слиянию поднималось значение народного творчества и искусства ремесел.
— В творчестве художника огромную роль играл цвет. Прирожденный колорист, Чижевский мало внимания уделял форме предметов, акцентируя внимание на игре сложных сочетаний и неординарности цветового решения полотна.
— Пробуя себя в различных модернистских течениях, в своем зрелом творчестве он остановился на примитивном искусстве, которое позволяет выразить непосредственное ощущение окружающего мира. Отбросив лишнюю детализацию и поверхностную правдоподобность, художник пишет эмоционально наполненные полотна, где под внешней простотой скрывается огромная жизненная энергия и самобытность автора.
1885
1907
1909
1910 - 1912
1917
1919
1922 - 1925
1925
1930
1940
1945
Титус Чижевский родился 28 декабря 1885 года в городе Пшишова, Австро-Венгрия (ныне Малопольское воеводство, Польша).
Продолжил обучение живописи в Париже, где познакомился с современными художниками и направлениями авангардного искусства. Особенно сильно художника привлекало творчество П.Сезанна и П.Пикассо.
После возвращения в Польшу работал учителем школы искусств в Кракове, где в следующем году была организована первая персональная выставка работ художника, имевшая шумный успех.
Художник жил в Париже, где изучал принципы кубизма. В этот период участвовал в «Независимой» выставке в Кракове вместе с Анджеем и Збигневом Пронашко, Евгением Заком и другими молодыми польскими художниками.
Стал одним из основателей группы польских экспрессионистов, которая в 1919 году была переименована в группу «формистов». Это объединение, куда вошли самые прогрессивные художники Польши, оказало большое влияние на искусство страны. Несмотря на разрозненность художественных стилей участников, формисты смогли объединить вокруг себя творческую молодежь и организовать большое количество художественных выставок. Чижевский также являлся редактором журнала «Формисты» вместе с Л. Хвистеком.
Начал сотрудничество с несколькими футуристическими организациями Польши, такими как «Katarynka» и «Gałka Muszkatołowa». Печатал свои произведения в журналах поэтов-футуристов.
Работал в посольстве Польши в Париже. Опубликовал несколько искусствоведческих статей, печатался в прессе. Сотрудничал с журналом «Эпоха», где освещал европейские выставки живописи, и некоторыми другими периодическими изданиями. В этот период стиль Чижевского претерпел изменения. В своих картинах он начал больше обращаться к народному искусству, используя приемы примитивизма для выражения художественной идеи. Чижевский был активным участником Салона Независимых, где выставляется с 1923 года.
Опубликовал серию стихов «Пасторальки», иллюстрированных гравюрами Тадеуша Маковского. Был участником Осеннего салона (1926, 1928).
Вернулся в Польшу, активно публиковался в журналах «Голос художника», «Современное искусство», «Культура». Картины были показаны на выставке «Новое поколение» во Львове (1932) и в группе современных художников в Варшаве (1933).
В последний период в произведениях установилась «тишина цветов» — они значительно светлеют, формы становятся мягче. Во время гитлеровской оккупации находился в Варшаве, а затем переехал в Краков.
Умер художник 5 мая 1945 года в Кракове, Польша.