Татьяна Николаевна Глебова - SKETCHLINE

назад

1900 - 1985

Татьяна Николаевна Глебова

описание

Русская художница, театральный декоратор, иллюстратор и график. Ученица Павла Филонова и последовательница аналитического искусства в живописи, Татьяна Глебова была членом «Мастерской Аналитического искусства» и постоянным участником коллективных выставок группы. Несмотря на большой авторитет своего учителя, художница сумела выработать свой собственный яркий стиль живописи, искренний и своеобразный, наполненный глубокими образами, берущими свои истоки в религиозном учении и народной жизни.

Дворянское происхождение художницы наложило отпечаток на ее мировоззрение и творчество. Это стало причиной того, что искусство Глебовой находилось в стороне от официальных путей советской живописи, а картины художницы практически не были представлены на крупных выставках.

Вместе со своим супругом и единомышленником Владимиром Стерлинговым Глебова стала автором новых принципов живописи, названных «системой чаше-купольного пространства». Согласно этой теории небо и земля представляют собой некую конструкцию; они взаимопроникающие и дополняющие друг друга, создавая единую гармонию мироздания. Этот новый философский взгляд на живопись привлек много последователей. У художников появились ученики, а в совместной мастерской «старопетергофской школы» проходили занятия и выставки современных живописцев.

Ключевые идеи:

— На протяжения всей своей творческой карьеры следовала методу аналитического искусства, сформулированного ее наставником Павлом Филоновым. Принимая за основу рационалистичный подход кубистов, художница создавала органичные и живые картины, строение которых напоминает рост дерева или раскрытие цветка. При этом особое внимание художница уделяла внутренней структуре объекта, анализу его истинной сущности.

— Художница работала мелкими мазками тонкой кисточкой, постепенно, шаг за шагом создавая многоцветную, как будто вибрирующую поверхность. В работах Глебовой обычно присутствует большое количество мелких деталей, написанных с любовью и особой тщательностью.

— Картинам Татьяны Глебовой присуща глубокая символичность. В жанровых сценах и работах на религиозную тематику можно обнаружить большое количество символических объектов, как сугубо личных так и общечеловеческих.

— Для творчества художницы всегда был характерен острый интерес к личности, который выражался в ее портретах. Писала Глебова в основном своих друзей: художников, поэтов, музыкантов. Она создала также и несколько автопортретов, изображая себя в различных состояниях и на разных этапах жизни. В каждом портрете присутствует тонкий психологизм и очень отчетливое видение индивидуальных черт и особенностей человека.

— Вместе со Стерлиговым Глебова разработала оригинальный художественно-пластический метод живописи, в основу которого легло представление об особой конструкции Вселенной, в которой Земля является чашей, а небо куполом над ней. Это соотношение в живописи выражалась при помощи особого строения воздушного пространства и глубине цветов.

Татьяна Николаевна Глебова

Они повлияли

течение

Аналитическое искусство

Кубизм

Футуризм

Супрематизм

друзья

Владимир Стерлигов

художники

Павел Филонов

Казимир Малевич

Он повлиял

течение

Аналитическое искусство

друзья

Алиса Порет

художники

Галина Молчанова

Владимир Волков

Елизавета Александрова

Павел Кондратьев

описание

Материалы: темпера, холст, картон. Местонахождение: находится в собрании А.Б.Стерлигова, Москва (Россия).

1987

описание

Материалы: бумага, пастель. Местонахождение: находится в собрании А.Б. Стерлигова, Москва (Россия).

1964

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в частной коллекции (Санкт-Петербург, Россия).

1953

описание

Материалы: бумага, акварель. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1942

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее изобразительных искусств Республики Карелии (Петрозаводск, Россия).

1935 - 1936

описание

Материалы: бумага, акварель, белила. Местонахождение: находится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (Россия).

1931 - 1932

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Ярославском художественном музее (Россия).

1931

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (Россия).

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится Архангельском музее изобразительных искусств (Россия).

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Мадридском собрании барона Тиссен-и-Борнемиса (Испания).

1927