Стюарт Дэвис родился 7 декабря 1894 года в Филадельфия, США.
1894 - 1964
Американский художник, представитель кубизма и поп-арта в живописи. Стюарт Дэвис – икона современного искусства, творчество которого сочетает европейскую художественную традицию с истинно американской культурой и стилем жизни.
Отец Стюарта был художественным редактором отдела искусства «Филадельфия Пресс» и тесно сотрудничал со многими известными художниками, среди которых были Джон Слоан, Джордж Лакс и Роберт Генри. Мать художника была талантливым скульптором, и мальчик с детства был близок к миру искусства.
Художник считается основателем модернистской живописи США, в частности, стиля поп-арт, ставшего феноменальным мировым открытием. Будучи главой Союза художников и национальным председателем Конгресса американских художников, Дэвис всегда выступал за доступность искусства для широких масс и пытался повлиять на общественно-политическую среду страны посредством своего творчества. За активную деятельность и выдающиеся достижения в изобразительном искусстве художник дважды был удостоен Международной премии Гуггенхайма в 1958 и в 1960 годах. Творчество Стюарта Дэвиса совершило переворот в американской живописи, сделав ее общедоступной и понятной для каждого, и выдвинув на первый план уникальный характер нации.
Творчество Стюарта Дэвиса – уникальное явление не только в американской, но и в мировой живописи. Картины этого потрясающего, очень яркого художника представляют собой мозаику из образов, символов и красок, знакомых каждому и воздействующих непосредственно на эмоции зрителя.
Последователями Дэвиса считали себя многие из представителей абстрактного экспрессионизма и абстрактного сюрреализма.
Ключевые идеи:
Произведения художника восхищают своим оптимизмом и неиссякаемой жизненной энергией. Как и любимые автором ритмы джаза, они увлекают за собой и заставляют полностью погрузится в водоворот ярких красок и незабываемых впечатлений. По сравнению с работами европейских кубистов, преимущественно холодных, часто монохромных и лишенных сильных переживаний, творчество Дэвиса – это яркий взрыв эмоций и мощный энергетический заряд.
На протяжении всей своей жизни художник не отходил от выбранного стиля и тематики. Несмотря на огромную популярность в США абстрактного искусства, картины Дэвиса всегда имеют под собой реальную, физическую основу, хотя и довольно упрощенную в плане построения и цветовых сочетаний.
Еще одна особенность и абсолютное новшество в живописи художника – отсутствие визуального центра картины. Фигуры в полотнах Дэвиса не создают определенной композиции в академическом понимании термина. Они размещены по всей поверхности полотна и наделены одинаковым значением. Такое необычное решение создает в картинах оригинальный ритм и движение, раздвигая границы картины и как будто перемещая ее в реальное пространство.
В произведениях Дэвиса, плоских и красочных как плакат, неизменно присутствует узнаваемый популярный объект или его элемент, вызывающий определенную ассоциацию. Это может быть пачка сигарет Лаки Страйк, старенький автомобиль Форд или часть рекламной вывески, мимо которой люди проходят каждый день. Эти обыденные и привычные предметы и образы заставляют почувствовать свою причастность к действу, разворачивающемуся в полотне.
Огромная заслуга Стюарта Дэвиса и секрет его неимоверной популярности в том, что он смог приблизить высокое искусство, далекое и непонятное, к рядовому зрителю, среднему обывателю, выдернув его из повседневной жизни и сделав частью своего искусства. Этим художник сломал существующие стереотипы в обществе и навсегда вписал свое имя в историю изобразительного искусства.
1894
1910
1913
1917
1920
1930
1940 - 1950
1960
1964
Стюарт Дэвис родился 7 декабря 1894 года в Филадельфия, США.
До 1913 года он изучал живопись в нью-йоркской школе искусств под руководством Роберта Генри, заметно повлиявшего на ученика.
Стал самым молодым художником на знаменитой Оружейной выставке в Нью-Йорке. В экспозиции современного искусства Дэвис представил несколько своих работ, связанных с так называемой «Школой мусорных ведер». К этому времени он подружился с художниками-новаторами Гленном Коулманом и Генри Глинтенкампом, вместе с которыми начал сотрудничество с журналом «Массы», поддерживавшим левую политику. Художник покинул школу Генри и вместе с Глинтенкампом снимал студию в городе Хобокене, штат Нью-Джерси. В этот период в творчестве художника произошли кардинальные изменения, явившиеся следствием знакомства с авангардной европейской живописью.
Состоялась первая персональная выставка художника в галерее Шеридан Сквер в Нью-Йорке. Постепенно Дэвис стал одним из самых известных представителей кубизма и модернизма в США. В следующем году художник совершил творческую поездку на Кубу, посетив, в частности, Гавану, которая предоставляла прекрасные возможности для создания оригинальных полотен.
Стиль художника в 20-х годах стал более оригинальным и стабильным. В его творчестве появились характерные особенности личного стиля. Он ездил в Мексику и впервые посетил Париж (1928 г.), где жил, учился и работал на целый год. Во время пребывания во Франции познакомился с произведениями современных художников и рисовал уличные сцены. После возвращения в Америку окончательно поселился в Нью- Йорке.
Создал настенную живопись для городского Радио Мьюзик Холл в Нью-Йорке. В этот период Дэвиса волновали также политические аспекты искусства и доступность абстрактной живописи для широких масс. Художник с 1931 г. преподавал на курсах Art Students League (Студенческая лига искусств) и стал членом, а после и главой Союза американских художников.
Художник стал чрезвычайно популярным среди своих коллег и обычных поклонников искусства. Он преподавал в Новой школе социальных исследований и Йельском университете и стал иконой нового американского искусства. Творчество Дэвиса нашло множество последователей и почитателей в Америке, которые продолжали его начинания в нескольких новых направлениях, прежде всего в поп-арте. В 1952 и 1954 годах художник представлял США на Венецианской биеннале, стал лауреатом Международной художественной премии Гуггенхайма.
Вторично получил престижную премию Гуггенхайма. В последние годы своей длинной и плодотворной творческой карьеры Стюарт Дэвис создал ряд крупных монументальных полотен, в которых сохраняются присущие ему черты в живописи.
Ушел из жизни художник 24 июня 1964 года в Нью-Йорке, США.
течение
Постимпрессионизм
Кубизм
Фовизм
друзья
Джон Грэм
Аршил Горьки
Чарльз Демут
Джон Слоан
художники
Роберт Генри
Чарльз Демут
Анри Матисс
Винсент Ван Гог
Пабло Пикассо
Марсель Дюшан
течение
Абстракционизм
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Гленн Коулман
Генри Глинтенкамп
Джон Слоун
художники
Джексон Поллок
Энди Уорхол
Джаспер Джонс
Рой Лихтенштейн
Дональд Джадд