Русский выдающийся скульптор и график, снискавший ещё до революции славу «русского Родена». Сергей Конёнков был мастером монументальных композиций, портретного и сюжетного жанров, виртуозно работал в дереве, используя приёмы народной резьбы. Как портретист оставил целую галерею изображений своих современников ( Ф. Шаляпин, М. Горький, С. Рахманинов, А. Довженко, К. Циолковский, В. Маяковский, С. Есенин), писателей-соотечественников (И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин). Известны выдающиеся памятники А. С. Пушкину, В. И. Сурикову и др.
Сергей Тимофеевич более 20 лет жил и работал в Соединенных Штатах Америки, в основном – в Нью-Йорке. По заказу администрации Принстонского университета выполнил в 1935 году бюст великого учёного Альберта Эйнштейна, с которым был дружен, а позже – его изображение во весь рост.
В годы войны скульптор был активным членом американского Комитета помощи России. По распоряжению Сталина в 1945 г. для Конёнкова и его работ был зафрахтован пароход.
Скульптор, ставший действительным членом Академии художеств еще в дореволюционном 1916 году, после возвращения на родину стал академиком, Народным художником СССР, Героем Социалистического Труда, почётным гражданином города Смоленска, лауреатом государственных премий.
Изваяния и рисунки мастера находятся в главных музеях России, в нескольких музеях и государственных учреждениях США и других стран мира. Постоянно экспонируются работы в мемориальном московском Доме-музее «Творческая мастерская С. Конёнкова», в музее скульптуры Смоленска, открытом по настоянию художника, подарившего родному городу большую коллекцию произведений.
Ключевые идеи:
— В своей карьере ваятеля С. Конёнков совместил увлечение народной деревянной резьбой с ее фольклорными образами, творчеством Микеланджело с его экспрессией, античностью и современным ему модерном.
— Работая над знакомыми с детства сказочными персонажами типа лесовичка или Стрибога, Конёнков придал кустарной резьбе крупные формы, соединил приемы народного прикладного искусства с профессиональными методами обработки дерева. Порой он обращался к таким необычным и нетрадиционным элементам, как инкрустация дерева цветными камнями.
— Одной из претензий к творчеству Конёнкова со стороны академического жюри было «нарушение пропорций». Сам мастер считал, что куда как важнее душевная реалистичность и эмоциональность скульптур, нежели точное следование анатомии и математическим расчетам.
— Вдохновленный переменами в обществе, скульптор поддержал план «монументальной пропаганды», обратился к поискам новых форм в барельефах и памятниках. Однако монументальное ваяние не стало основным направлением его работы.
— Одним из первых среди скульпторов России Конёнков обратился к неклассическому изображению женского ню. Новаторским было то, что и эти работы («Жар-птица», «Крылатая») часто выдерживались в традициях народного русского искусства.
— Менее известны, но не менее совершенны рисунки Конёнкова. К американскому периоду творчества, к примеру, относится великолепная графика, связанная с размышлениями над Библией, с темой Апокалипсиса. Художник изобразил пророков, апостолов, создал эскизы к космогониям. Неоднократно ваял образ Христа в различных материалах.