Сергей Судейкин родился 19 марта 1882 года в Санкт-Петербурге.
1882 - 1946
Русский художник-символист, живописец и график, художник театра и декоратор.
Сергей родился в семье подполковника, служившего в Отдельном корпусе жандармерии. В 1897–1909 годах учился (с перерывом в 1902 г. в связи с временным исключением из-за показа на студенческой выставке произведений фривольного содержания) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Архипова, А. Степанова, А. Васнецова, Н. Касаткина, Л. Пастернака.
Был одним из организаторов группы «Голубая роза», а также членом-учредителем возрожденного «Мира искусства», членом и оформителем литературного кабаре «Бродячая собака», участником экспозиций «Венок» и «Венок-Стефанос» — движений, сыгравших значительную роль в истории русского изобразительного искусства. Графику С. Судейкин помещал в журналах «Весы» и «Аполлон», «Золотое руно», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
Ключевые идеи:
— В отличие от товарищей-«голуборозовцев», С. Судейкин придерживался некоего «иронического символизма». Художник превращал свои полотна в живописные лубки на разные темы театрального искусства, фольклора или «прекрасной старины», как это видно по «Гулянью», «Балету», по серии лубков «Масленичные герои». В сюжетах ярмарок, балаганов, сценок из дворянско-усадебного быта времен Пушкина либо из жизни провинциальных городов Судейкин использовал острый гротеск, что делало его станковую живопись импровизационной и похожей на эскизы к театральной декорации.
— Когда часть неоднородной по составу символистской группировки погружалась в фантастику и сказки, творческие устремления другой части, к которой относился и Сергей Судейкин, были одушевлены поиском новейших живописно-пластических систем, отвечающий пульсу современности.
— Активно сотрудничая с режиссерами, ратовавшими за «чистую театральность» и стилизацию, Судейкин отказывается от расплывчатой мягкости, «негромкой» цветовой гаммы, что присуща первому периоду творчества. Мастер применяет полнокровно-сочную живопись, захватывающую стихией эмоционального колорита.
— Судейкин, оформляя оперетты, фарсы, интермедии, свободно импровизирует, чуть ли не мгновенно превращает заурядное помещение в маскарадно-пестрый зал, сочиняет костюмы и выполняет декорации.
— В жанре портрета Сергей Юрьевич был скорее модернистом, нежели символистом. Он использовал простой фон, минимум деталей и локальную заливку цветом крупных плоскостей.
1882
1902
1903 - 1905
1907 - 1908
1909
1911 - 1912
1915
1917 - 1920
1920 - 1922
1924 - 1935
1946
Сергей Судейкин родился 19 марта 1882 года в Санкт-Петербурге.
Начало карьеры театрального художника: совместно с Сапуновым работал над оформлением ряда оперных постановок в московском театре «Эрмитаж» в Каретном Ряду.
Продолжал обучение в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина, иллюстрировал с Н. Сапуновым М. Метерлинка; участвовал в выставке «Алая роза», выставках Московского товарищества художников, Союза русских художников.
Стал одним из создателей символистского объединения «Голубая роза», был участником выставок «Венок-Стефанос» (Москва) и «Венок» (Петербург); женился на танцовщице и актрисе Ольге Глебовой.
Поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, в мастерскую Д. Кардовского, познакомился с А. Н. Бенуа.
Вступил в объединение «Мир Искусства»; принял участие в организации и декорации «Бродячей собаки» — литературно-художественного кабаре.
Выполнил декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов», расстался с женой, познакомился с актрисой Верой Шиллинг-Боссе, ставшей второй женой художника.
Уехал в Крым. В Ялте экспонировал свои работы на организованной С. Маковским выставке; переехал в Тифлис, где оформлял кафе «Химериони», «Ладья аргонавтов»; эмигрировал во Францию.
В Париже стал сценографом в кабаре Н. Балиева «Летучая мышь», оформил спектакли для труппы А. Павловой; отправившись с труппой на гастроли в США, навсегда обосновался в Нью-Йорке.
Активно работал, оформляя постановки для «Метрополитен Опера», сотрудничал с труппами Фокина, Дж. Баланчина, Мясина; создал декорации для голливудского кинофильма «Воскресенье» по роману Л. Толстого.
Художник ушел из жизни 12 августа 1946 г. в Найаке, штат Нью-Йорк, США.
течение
Импрессионизм
Постимпрессионизм
друзья
Константин Сомов
художники
Александр Бенуа
Абрам Архипов
Алексей Степанов
Аполлинарий Васнецов
Николай Касаткин
Леонид Пастернак
Валентин Серов
Константин Коровин
Дмитрий Кардовский
течение
Модерн
друзья
Константин Сомов
Николай Миллиоти
художники
Павел Кузнецов
Николай Крымов
Николай Сапунов
Мартирос Сарьян