Руфино Тамайо родился 26 августа 1899 года в Оахаке на юге Мексики.
1899 - 1991
Мексиканский художник-монументалист, график и скульптор, яркий представитель авангарда, работавших в нескольких новейших стилях и пропагандировавший своим творчеством национальные традиции и культуру.
Руфино был по крови индейцем-сапотеком, хотя внешне на чистокровного индейца похож не был. После смерти матери мальчика воспитывала тетя, в лавке которой в Мехико он помогал торговать. В дальнейшем молодой художник имел пристрастие к «фруктовым» натюрмортам.
Мастер удостаивался многих престижных наград, персональные вернисажи проходили, кроме Мексики, в США и Европе. Музей Руфино Тамайо открыт в родном городе художника Оахака на юге Мексики. В столице Мексики работает Музей-галерея Р. Тамайо, в которую художник пожертвовал большую и очень ценную собственноручно собранную коллекцию картин современных живописцев (Пикассо, Брак, Леже, Бэкон и др.).
Ключевые идеи:
— На Западе многие искусствоведы считают именно Р. Тамайо, а не его современников Риверу или Сикейроса, главным мексиканским художником. Только ему в наибольшей мере удалось «отмыть» живопись от наносов разных направлений изобразительного искусства, излишнего философствования — от всего того, что не есть она сама. Произошло чудо настоящего таланта: сквозь таинственные и полуабстрактные фигуры, через непривычную глазу цветовую гамму проступила реальность – немного странная, но эмоционально чрезвычайно привлекательная.
— Благодаря большой оригинальности, уникальной красоте, основанной на использовании достоверных национальных ценностей, обновленных в диалоге с элементами живописи художественных авангардистов, мастер добился узнаваемости своего стиля. Р. Тамайо хватило смелости заявить присутствие яркого, подчеркнуто национального культурного наследия в картинах, написанных и в американский, и в парижский периоды творчества. Причем он был признан и поощрялся вначале в чужих государствах, а уже потом — на родине
— Тамайо конкретизировал свое видение этноса, вводя исторические моменты, фольклорные мотивы в тематические плотна и фресковую живопись. В то время, как такие его современники, как Ривера, Сикейрос и Ороско выступали за искусство, сопряженное с политическими событиями и идеологией, Тамайо сосредоточился на пластических формах, мастерском использованием цветов и различных текстур.
— Он подчеркивал в тематике присущий древнемексиканскому мировоззрению дуализм, а свой метод использования ограниченного количества цветов Руфино Тамайо определял таким образом: «Поскольку количество цветов, которое используется, уменьшается, увеличивается множество возможностей их сочетаемости».
— Он утверждал, что меньший разброс палитры придает искусству живописи большую силу и фактически увеличивает возможности композиции. Такие уникальные цветовые решения очевидны в картине «Три певца» (1981). В ней Тамайо использует чистые красный и фиолетовый цвета — они отражают и эмоцию, и содержательную часть, и национальный колорит. Руфино часто называют «художником Солнца» — символично, что в визиткой города Монтеррей (столица восточного штата Нуэво-Леон в Мексике) стала скульптура Тамайо « В честь Солнца», выполненная мастером в 1980 году.
1899
1917 - 1921
1921 - 1929
1930
1940
1950
1956 - 1960
1970
1980
1991
1991
Руфино Тамайо родился 26 августа 1899 года в Оахаке на юге Мексики.
Поступил в Национальную школу изящных искусств (Академию Сан-Карлос в столице Мексики), продолжая для заработка торговать фруктами. Окончив школу, работал в ней педагогом.
Возглавлял отдел этнографического рисунка в Национальном археологическом музее Мехико, где близко познакомился с народным творчеством. Многократно ездил в США, чаще всего в Нью-Йорк, первые выставки прошли в Мехико и в Нью-Йорке (39 работ в галерее Weyhe), вскоре стал профессором в Школе современного искусства в Мехико. Персональный вернисаж 1929 г. снискал высокую оценку критиков и благосклонное освещение в прессе.
Получил ряд заказов на создание произведений монументальной настенной живописи («Музыка и пение» для Национальной консерватории, 1933). В этих работах ясно чувствуется влияние муралистских тенденций. Женился на пианистке Ольге Флорес Ривас, поселился в Соединенных Штатах (супруги прожили в Нью-Йорке более 10 лет). Прошла первая персональная выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентина. В 1938-ом получил стипендию для обучения в школе Далтона. Тематика произведений усложнилась, включала все больше индейских мифологических «шифров», символов жизни и смерти.
Написал цикл «Звери» — образец самобытного неосимволизма. Художник посетил Западную Европу и познакомился с лучшими образцами арт-авангарда, прежде всего, с произедениями А.Матисса и П.Пикассо. В библиотеке Смит-колледжа (Нордхэмптон, США) выполнил работу «Природа, искусство и человек». 1948 году первая крупная ретроспектива Тамайо состоялась в Palacio de Bellas Artes в Мехико.
В связи с политической обстановкой Тамайо и Ольга переехали в Париж, где они оставались все десятилетие. Художник создал программные картины «Спящие музыканты», «Поклонение индейской расе» и др. Выполнил несколько монументальных росписей для Дворца изящных искусств столицы Мексики (1952–1953) и для здания ЮНЕСКО в Париже («Прометей, несущий людям огонь»).
Семья вернулась в Мексику, Тамайо строил художественный музей в своем родном городе Оахака, а также галерею для своей большой коллекции современного искусства (сейчас Museo Tamayo de Arte Contemporáneo). В 1965 году отказался от присужденной премии «за гуманизм в живописи». Начал приобретать работы авангардистов, формируя собственную коллекцию международного современного искусства. Картины мастера в этот период напоминали наскальную живопись первобытных художников, а порой — изображения инопланетян, какими их представляют фантасты.
О художнике был снят документальный фильм «Руфино Тамайо: источники его искусства». Многократно обращался к гравюре, книжной иллюстрации, сценографии. В Музее Гуггенхайма (США), художнику была посвящена ретроспективная выставка под названием «Миф и магия».
При содействии и спонсорстве группы «Alfa» и Фундации телевидения была открыта галерея Тамайо, он стал Почетным доктором изящных искусств Университета Южной Калифорнии, получил Золотую медаль за заслуги в изобразительном искусстве в Испании, Медаль Чести от мексиканского сената, Орден Заслуги Итальянской Республики. Работы Тамайо экспонировались по всему миру: в музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, в галерее Филлипс в Вашингтоне, в Кливлендском художественном музее, в Неапольском музее искусств, Флорида, в Национальном Центре в Мадриде и др.
Продолжал создавать произведения искусства до конца жизни (последняя картина «Луна и Солнце» создана 90-летним мастером), стал Почетным членом Национального колледжа Мексики.
Ушел художник из жизни 24 июня 1991 года в Мехико.