Роже де ла Френе родился 11 июля 1885 года в городе Ле-Мане, Франция.
1885 - 1925
Французский художник и скульптор, работы которого известны во всем мире как лучшие образцы кубизма в живописи.
Роже де ла Френе родился в зажиточной аристократической семье в Ле-Мане департамента Сарта. Его отец был военнослужащим и дал сыну классическое образование. Будучи молодым человеком, он учился в нескольких парижских художественных школах, в том числе в Школе изящных искусств и Академии Рансона в Париже. Одним из учителей де ла Френе был основатель школы, художник Поль Рансон, а также П.Серюзье и М.Дени, которые повлияли на ранний символистский стиль художника.
Воспитанник Академии Рансона, Роже де ла Френе работал в более мягком и спокойном варианте кубизма, чем его коллеги, предпочитая узнаваемые формы полной абстракции. На протяжении своей довольно короткой жизни художник принимал участие в нескольких выставках в Салоне Независимых и в Осеннем салоне, был участником группы кубистов «Золотое сечение» и экспонировал свои картины в знаменитом показе абстрактных художников в галерее Ла Боэси в Париже. Вместе со своими друзьями он спроектировал знаменитый «кубистский дом», представленный на Осеннем салоне 1912 года. Для этого проекта, который представлял собой макет целого жилого дома, Роже де ла Френе создал деревянные изделия, внутренние двери, уникальные часы, подсвечники и другие декоративные и интерьерные элементы.
Ключевые идеи:
— Роже де ла Френе работал в собственном ярком стиле, основанном на кубистском разделении формы, геометризации объектов и прекрасном чувстве цвета.
— В своем творчестве художник хотел выйти за рамки монохромных или приглушенных тонов кубистов в сторону более радикального использования цветовой палитры, и у него это получилось. Как и его соратник Робер Делоне, Френе использовал открытые красный, синий и желтый, смело комбинируя их в крупноформатных полотнах, изображающих людей, пейзажи и натюрмортные объекты.
— Искусство де ла Френе можно назвать самым реалистичным среди кубистов. Картины художника не исследуют форму и пространство, как работы Пикассо и Делоне, а напоминают скорее красочный коллаж из отдельный цветовых плоскостей, сохраняющих свою целостность и узнаваемость объекта изображения. В отличие от других кубистов, он никогда не отходил от реальной видимости вещей, а лишь упрощал их, заменяя сложные формы простыми геометрическими фигурами, а тонкие нюансы цветов – крупными локальными пятнами. При этом своеобразная интерпретация кубизма Френе носит оттенок лиричности и духовной возвышенности автора.
— Хотя картины ла Френе имели большое значение для популяризации кубизма и расширения его влияния непосредственно перед Первой мировой войной, позже он отказался от абстрактного искусства и стал одним из самых влиятельных сторонников традиционного реализма Франции.
— В последние годы своей карьеры художник изображал портреты и сцены из жизни в реалистичной манере. Ярким примером такой работы является «Портрет Гинемера», написанный в 1923 году. Кроме этого, во время своей службы на фронте де ла Френе создал серию фигуративных рисунков, изображающих солдатскую жизнь в полевых условиях.
1885
1910
1912
1914
1918 - 1924
1925
Роже де ла Френе родился 11 июля 1885 года в городе Ле-Мане, Франция.
Принимал участие в Салоне Независимых и в Осеннем салоне, посещал курсы скульптуры у А.Майоля. Примерно в это же время состоялось знакомство молодого художника с Раймоном Дюшан-Вийоном, который ввел его в круг кубистов и познакомил с остальными участниками группы Пюто. С этого времени стиль де ла Френе изменился в сторону кубизма, основанного на искусстве Сезанна и Пикассо.
Стал одним из участников выставки группы «Золотое сечение» в Париже, где были представлены работы кубистов и других представителей абстрактного искусства. Эта выставка имела большое значение для современной живописи и оказала влияние на ее дальнейшее развитие. В этом же году художник работал над созданием так называемого «кубистского дома» — масштабной модели меблированного жилого здания, над которым он работал вместе с братьями Вийон, Андре Бретоном и другими художниками.
С 20 апреля по 3 мая проходила первая и единственная персональная выставка де ла Френе в парижской галерее Левек, где он представил 47 живописных картин, 16 рисунков и 12 акварелей. В этом же году художник участвовал в Салоне Независимых, где продемонстрировал свои масштабные полотна «Покорение воздуха» и «Сидящий мужчина», написанные в 1913 году. Эти две работы вызвали положительные отзывы и стали самыми известными и узнаваемыми произведениями художника. 7 сентября 1914 года художник Френе был зачислен в пехотный полк и отправился на фронт Первой мировой войны.
Во время службы испытывал проблемы со здоровьем и был уволен из армии с диагнозом туберкулез. После продолжительного лечения в санатории Болье в Камбоа, а после в Дуртоле, художник вернулся в Париж в 1919 году. Пробыв в столице лето, де ла Френе переехал в коммуну на юго-востоке Франции Грассе, недалеко от Канн. На Лазурный берег его сопровождает верный друг Ж. Гамперт. На протяжении нескольких лет здоровье художника то улучшалось, то снова ухудшалось. Начиная с 1922 года он не работал с масляными красками, рисуя лишь карандашные наброски и акварели.
Ушел художник из жизни 27 ноября 1925 года в городе Грассе, Лазурный берег, Франция.
течение
Символизм
Постимпрессионизм
Экспрессионизм
друзья
Жан Луи Гамперт
Хуан Грис
Фернан Леже
художники
Поль Рансон
Морис Дени
Поль Серюзье
Поль Гоген
Поль Сезанн
Пабло Пикассо
Жорж Брак
Аристид Майоль
течение
Сюрреализм
Неопластицизм
друзья
Жан Луи Гамперт
Хуан Грис
Фернан Леже
Раймонд Дюшан-Вийон
Жак Вийон
Альбер Глез
Робер Делоне
художники
Жоан Миро
Пауль Клее
Пит Мондриан