Русский живописец, скульптор, график и сценограф еврейского происхождения, соединивший в своём самобытном творчестве черты русского модерна и авангарда. Один из самых известных и выдающихся художников театра на идише. Почти десятилетие, проведенное во Франции, не сделало его членом Парижской художественной школы, а последние двадцать лет творческой карьеры Роберт Фальк, обвиненный в формализме, практически не выставлялся и на родине. Однако станковой живописью продолжал заниматься «для себя». Он демонстрировал свои работы приватным образом как представитель неофициального искусства, вдохновителем которого он в молодости стал. Поддерживал целую плеяду молодых художников, посещавших его мастерскую.
Ключевые идеи:
— Роберт Фальк, прозванный «тишайшим авангардистом», начинал свой путь художника в группе шумных и амбициозных обновителей живописи, причем в объединении «Бубновый валет» он был младшим представителем. Интровертность характера свойственна и его произведениям – они по-своему камерные, хотя, без сомнения, относятся к числу новаторских. В его случае речь можно вести о незлобивом, но твердом сопротивлении, а не о декларативной оппозиционности академизму и реализму.
— Как и его товарищи-«валеты», Роберт добивался объемной выразительности формы, писал угловатыми плоскостями насыщенного цвета. Он писал: «Я любил сочетания яркие, контрастные, контуры обобщенные выразительные, подчеркивал их темной краской».
— Главным в его лишенных «красивостей» пейзажах и лаконичных, даже скупых натюрмортах, составленных из простых вещей, были физически-осязаемая полновесность деревьев и домов, бутылок и керамических кувшинов. Стараясь вылепить массу цветом и обобщить формы, Фальк, как и другие авангардисты, использовал некоторые из приемов «вывесочного» и лубочного примитива, которые визуально утяжеляют и уплотнят объем.
— В то время как холсты большинства авангардистов часто брызжут жизнерадостностью, произведения Роберта отличает скрытый драматизм, некая сумрачность. Они запечатлены не в сюжетах, но в самом живописном строе таких работ, как «Красная мебель» — угловатая и хищно-напряженная с тяжелым агрессивным цветом.
— Постепенно, к концу 1920-ых , живопись мастера становится сложнее, тоньше: кубистические сдвиги, а также демонстративная «вывесочность» почти исчезают, а эмоциональное напряжение талантливо передается другими приемами. Поверхность полотна мягко вибрирует как бы подвижным и сложным цветом, поскольку художник находит целостную цветосветовую среду, обволакивающую предметы и людей.
— Работая сценографом в театре в бурные 1920-е и последующие годы, Фальк креативно решает заполнение сценического пространства – в нем гротескно сталкиваются убогий реальный быт с кричаще-яркой фантастикой. В послевоенное время отторгнутый официальным искусством художник писал почти реалистические портреты.