Родился художник 14 сентября 1883 года в Вене, Австрия.
1883 - 1908
Австрийский художник, работавший в стиле экспрессионизм.
Родился в зажиточной еврейской семье. Отец художника был процветающим бизнесменом венгерского происхождения, а мать — чешско-немецкой католичкой. В школе Рихард учился плохо, из-за плохого поведения он был отчислен из престижного заведения в Вене, с записью в характеристике «дисциплинарные трудности». Состоятельные родители даже наняли юноше частных преподавателей.
Рихард Герстль известен своими уникальными портретами, раскрывающими суть человеческой души и основанными на учении Фрейда. Художник был бунтарем и вольнодумцем, и его творчество не нашло надлежащей оценки среди современников. Герстль прожил всего 25 лет, но за свою короткую жизнь сумел внести неоценимый вклад в развитие европейского экспрессионизма. Его психологическая живопись послужила основой для немецкой ветви этого течения, самым ярким представителем которого является Оскар Кокошка.
Ключевые идеи:
— Художник оставил после себя небольшое количество произведений – всего около 60-ти картин маслом и несколько десятков рисунков. Большинство полотен Герстля – портреты, как групповые, так и одиночные. Художник рисует человеческие фигуры в полный рост, используя в качестве моделей своих родственников, друзей и себя самого.
— Картины Герстля раскрывают характер человека и несут глубокую психологическую нагрузку. Большинство работ художника достаточно мрачны и тревожны, как и жизнь самого автора, которая закончилась трагично. Некоторые искусствоведы называют Герстля «австрийским Ван Гогом» за внутреннюю неудовлетворенность, и сильную энергетику его работ, передаваемую четкими извилистыми мазками.
— Творчество Рихарда Герстля уникально и совершенно не похоже на работы его современников. Оно насыщенно символическими образами, берущими истоки глубоко в подсознании, и перекликается с основными положениями знаменитой теории личности З. Фрейда.
— Художник не боится изображать человеческую натуру такой, как она есть, со всеми пороками и неприглядностью. В обнаженных фигурах на картинах Герстеля отсутствует романтика, лица превращаются в расплывчатые маски, а фоном становится хаотичная абстракция. Его портреты очень индивидуальны, и в то же время близки каждому. В них зритель может увидеть отражение собственных страстей и скрытых желаний.
— Откровенность картин Герстеля и психологический подход к изображению человека был абсолютно новым для живописи Австрии в начале ХХ века. Возможно, поэтому работы Рихарда вызывали в основном неприязнь и критику современников. Однако это не помешало художнику со временем стать, несмотря на молодость, одним из самых влиятельных и неординарных экспрессионистов Европы.
— Он подарил живописи уникальный стиль, стал примером в творческом плане для многих живописцев, а главное – не побоялся перенести на холст свои внутренние страхи и сомнения, благодаря чему родились уникальные и очень эмоциональные картины.
1883
1898
1900
1905
1906 - 1908
1908
Родился художник 14 сентября 1883 года в Вене, Австрия.
В возрасте пятнадцати лет Герстль был принят в Академию изящных искусств Вены, где он учился в классе художника Кристиана Грипенкерля. Здесь Рихард проявил себя как вольнодумец и бунтарь. Еще будучи студентом, он начал отвергать стиль Венского Сецессиона, считая его претенциозным искусством. После отказа принять участие в процессии, посвященной императору, Герстль был исключен из учебного заведения.
Недовольный отсутствием признания его оригинального стиля живописи, Герстль в течение двух лет продолжал рисовать «в папку», активно занимаясь самообразованием. Летом он посещал венгерскую колонию художников в Надбанье, где учился в мастерской известного живописца Симона Холлоси. Через два года вернулся в Венскую Академию, и продолжал учебу в классе более либерального профессора Генриха Лефлера.
Познакомился с композитором А. Шенбергом, сыгравшим впоследствии в его жизни большую роль. Герстль, который увлекался музыкой, стал лучшим другом Шенберга. Он давал уроки живописи композитору и его жене, а также учился у него музыке. Шенберг познакомил художника с композитором Александром фон Землински и другими членами музыкального общества, которое собиралось в его доме.
Постепенно выработал свой собственный стиль экспрессии, который был уникальным и новаторским для этого времени. Художник создал свои лучшие работы, такие как «Женщина с ребенком», «Портрет отца», «Портрет семьи Шенберг» и несколько пейзажей. Творчество художника не нашло признания критиков и оставалось неизвестным широкой публике.
Во время отдыха в загородной усадьбе в Гмундене вступил в любовную связь с женой Шенберга Матильдой. Эти отношения закончились трагически. Шенберг узнал о их связи. Матильде пришлось бросить семью и бежать с Герстлем в Вену. Вскоре, мучимая угрызениями совести, Матильда решила вернуться к мужу и детям. Рихард в момент депрессии покончил жизнь самоубийством, ударив себя ножом в грудь и повесившись перед зеркалом в своей студии. Перед этим он сжёг все свои бумаги, эскизы и несколько законченных полотен.