Испанская художница-сюрреалистка и скульптор, которую специалисты относят к очень значительным и незаслуженно малоизвестным живописцам 20 столетия. Соученица Сальвадора Дали, член арт-группы Logicophobiste (Барселона) имела уникальный стиль — безусловно, свой собственный взгляд на моральные аспекты и механику жизни. Ее произведения полны тонкого остроумия и загадочности, а тематика работ мотивирована исследованиями древности и литературных источников, к также физикой и математикой, инженерией и биологией в сочетании с психоанализом.
Спасаясь от режима Франко, феминистка и анархистка Варо, имевшая республиканские связи, переехала в Париж, но во время Второй мировой войны эмигрировала в Мексику. Уникальный стиль художницы сочетает в себе фрагменты подсознательного, мистического начала и глубокого понимания человеческой души. Он берет свои истоки в атмосфере средневековья, искусстве Босха, научных теориях и эзотерической литературе. Свои главные произведения Варо выполнила во второй половине жизни, а всемирную славу приобрела уже после своей смерти.
Картины художницы аллегоричны и наполнены глубоким смыслом. Они заставляет зрителя задуматься о природе Вселенной и тайнах бытия, скрытых в простых, обыденных вещах. Удивительный мир Ремедиос Варо привлекает своей лиричностью, подчеркнутой женственностью, парадоксами реальности, которые художница без устали создает в каждой своей картине.
Магия и мистика работ Ремедиос Варо, во многом перекликаются с произведениями ее близкой подруги, англичанки Леоноры Каррингтон, которая, так же как и Варо, эмигрировала из раздираемой войнами Европы в относительно спокойную Мексику. Вместе женщины организовали кружок сюрреалистов, в творчестве которых присутствуют и влияния местной культуры, в частности настенной росписи «мурализм», которая являет собой смесь авангардных течений с искусством индейцев Южной Америки.
Ключевые идеи:
— Воспитываясь в строгой католической среде и обучаясь в монастырской школе, художница постоянно бунтовала против установленных правил и не признавала религиозных норм. Тем не менее, средневековая атмосфера, царившая в монастыре, наложила сильный отпечаток на ее мировоззрение и нашла выражение в стилистике и тематике работ художницы.
— Работам Варо присуща тонкая музыкальность, изысканность, возвышенность образов. Героями произведений часто становятся персонажи, занятые высоким духовным трудом, творческой деятельностью, либо погруженные в собственные воспоминания. Эти полуфантастические существа занимают центр картины и являются источником света, освещающего все полотно.
— Благодаря влиянию своего отца, который был инженером, Ремедиос познакомилась с чертежами и научилась сама их создавать. В произведениях художницы часто появляются элементы различных машин и механизмов, которые необычным способом демонстрируют внутренний мир человека.
— С раннего детства художницу интересовала магия и мистика. В основу своих произведений Варо кладет свои ранние воспоминания, сновидения и проявления подсознания. Связанные одной идеей, эти фрагменты создают необычные сочетания и единую гармонию картины. Вместе со своими соратницами Леонорой Каррингтон и Кати Хорна, Ремедиос изучала алхимию и оккультные ритуалы. Современники иногда в шутку называли женщин «три ведьмы», за их пристрастие к таинственным обрядам.
— Несмотря на свою близость к сюрреалистам, живопись Варо во многом отличается от признанных канонов стиля. В своих картинах она не искажает формы предметов и не доводит сочетание несочетаемых вещей до абсурда. В творчестве мексиканской художницы каждое произведение имеет определенный сюжет, а образы сохраняют свою целостность и понятную зрителю универсальную символику.