Рауль Хаусман родился 12 июля 1886 года в Вене, Австрия.
1886 - 1971
Австрийский художник, поэт и писатель, лидер Берлинского дадаизма.
Родился в семье художников. Первые навыки рисования получил от своего отца. В 1900 году, в возрасте четырнадцати лет, Хаусман переехал со своей семьей в Берлин, где обучался живописи в Ателье Артура Лю-Функа.
Рауль Хаусман был ключевой фигурой среди авангардных художников Германии, знаменитый своими фотомонтажами и оригинальными работами в технике коллаж, которые он использовал для сатиры и политического протеста. Художник создавал также объемные композиции, наиболее известной из которых стала «Механическая голова» или «Дух нашего времени». Помимо этого, Хаусман изобрел оптико-поэтическое стихотворение, написал большое количество критических статей, был редактором журнала «Der Dada» и разработал с единомышленниками манифест Берлинского дадаизма. Он по праву считается одним из самых оригинальных художников своего времени, чьи революционные идеи оказали непосредственное воздействие на европейское авангардное искусство.
Ключевые идеи:
— Произведения Хаусмана отличались новаторством и смелостью, они резко критиковали современное общество с его консервативными идеалами. Больше всего художника тревожила судьба Германии и ее граждан. Хаусман был против того, чтоб люди гибли на войне, которую он считал абсурдом и бессмыслицей, и эта тематика находит отражение во многих его работах. Для того чтобы привлечь внимание общественности к этим проблемам, художник старался сделать свои работы как можно более вызывающими, эпатажными и эффектными, ведь именно искусство способно чрезвычайно сильно воздействовать на эмоции человека.
— Рауль Хаусман мало занимался традиционной живописью. Он развивался в сторону коллажа, монтажа и применения в изобразительном искусстве новых материалов. Одна из первых его работ по теории искусства так и называлась — «Новые материалы в живописи».
— В сотрудничестве с Анной Хех он первым начал экспериментировать с техникой фотомонтажа, сочетая в своих композициях фотографии и вырезки из разных газет. Эти коллажи, несмотря на кажущуюся бессмысленность нагромождения множества изображений, несут в себе глубокое значение и эмоциональный посыл. Каждая деталь композиции Хаусмана появляется на холсте или бумаге не случайно, она тщательно продумана автором и содержит в себе намек на конкретные личности или события.
— К процессу создания своих работ Хаусман подходил с чрезвычайной серьезностью и ответственностью. Сам художник говорил: «метод фотомонтажа выражает наш отказ от роли художника. Мы разрабатываем конструкции как инженеры, и собираем их из деталей как строители».
— Берлинская группа дадаистов, одним из лидеров которой был Рауль Хаусман, противопоставляла себя экспрессионизму, который, по их мнению, выражал лишь внутренние переживания автора. Дадаисты с помощью своих произведений пытались высказать не только свои чувства, но и политический взгляды и социальные убеждения. Это течение в точности отражало внутреннюю атмосферу современной Германии, и оказало большое влияние на дальнейшее развитие искусства страны.
1886
1911 - 1914
1915
1918
1920
1923
1936
1971
Рауль Хаусман родился 12 июля 1886 года в Вене, Австрия.
Начал посещать галерею «Штурм», где познакомился с ее владельцем Гервартом Уолденом — немецким художником, искусствоведом и критиком, а также со многими художниками-экспрессионистами. Наибольшее влияние оказали на него эмоциональные работы Э. Хеккеля, Э.Л. Кирхнера и К. Шмидта-Роттлуффа. Художник стал участником группы «Die Brucke», увлекся экспрессионистским стилем. Начал сотрудничать (печатать свои статьи) в журнале «Штурм».
Начал сотрудничество с Ханной Хёх — пионером фотомонтажа в Германии. Их плодотворное сотрудничество способствовало распространению этого оригинального метода среди дадаистов настолько, что он стал особым концептуальным искусством и даже визитной карточкой всего течения. Личные и творческие отношения с Ханной продолжались до 1922 года.
Стал одним из основателей Берлинского течения Дада. Художник участвовал в разработке манифеста дадаистов (в соавторстве с Е. Голышевым) и способствовал изданию журнала «Der Dada» в Берлине. Его оригинальные коллажи и авангардная поэзия стали популярными по всей Европе.
Вместе с Гроссом и Хартфилдом организовал «Первую международную ярмарку Дада». Это мероприятие, хоть и не принесло финансовой выгоды, было замечено в художественных кругах и стало самым известным из всех событий Берлинской группы Дада. На выставке было представлено около 200 работ различных художников-авангардистов города. Примеру ярмарки последовали художники в Амстердаме, Милане и Риме. В этом же году Хаусман создал одно из своих самых известных произведений – «Механическая голова» или «Дух нашего времени», которое представляет собой голову манекена с прикрепленными на нее различными предметами.
После распада группы берлинских дадаистов, отказался от художественного творчества и больше внимания уделял фотографии, занимаясь различными экспериментами в этом виде искусства. В 1931 году принимал участие в Берлинской групповой выставке фотомонтажного искусства, где показывает восемь своих работ. В это время у художника сложились близкие дружественные отношения с Куртом Швиттерсом – признанным мастером современного коллажа и плаката. Швиттерс усовершенствовал технику фотомонтажа Рауля собственными находками, добавив объемные части-детали (зачастую – ненужный мусор) и нарисованные элементы.
Как запрещенный нацистским режимом художник вынужден был переехать во Францию, а после — в Испанию и Прагу. Через год он отправился в Париж, а затем в Лимож, где он окончательно поселился. Во время войны практически не занимался искусством, кроме написания статей. В послевоенные годы Хаусман опубликовал несколько крупных работ о течении дадаизм. Художник начал писать картины в технике масляной живописи, создавая пейзажи и портреты.
Ушел художник из жизни 1 февраля 1971 года в Лиможе, Франция.