Родился художник в еврейской семье, которая в 1912 году эмигрировала в Америку и поселилась в Нью-Йорке, в Бруклине.
1906 - 1992
Американский художник и график еврейского происхождения, уроженец Белоруссии. Создавал свои произведения в таких различных стилях, как реализм (мистический и социальный), пуризм, кубизм и сюрреализм.
Зрелый период работы Питера Блюма пришлись на время, когда в американском искусстве уже расцвел реализм как последствие изоляционистских и этноцентрических настроений после Первой мировой войны. Особенно это направление утвердилось в эпоху Великой депрессии, начавшейся в 1929 году. Однако форма особого реализма Блюма была не слишком близка к установленным канонам сюрреализма – художник основывался на собственных наблюдениях и был приверженцем живописных приемов Ренессанса и Северного Возрождения.
П. Блюм неоднократно выигрывал первые премии на выставках и был награжден стипендией Гуггенхайма, благодаря которой смог более года учиться в Италии.
Художник пользовался покровительством семейства Рокфеллеров – в частности, дружил с основателем Нью-Йоркского музея современного искусства Эбби Олдричем Рокфеллером и первым директором заведения Альфредом Барром, а также со знаменитым коллекционером и покровителем авангардистов Эдгаром Дж. Кауфманном, который покупал картины и предоставлял заказы.
Многие из написанных во время и после Второй мировой войны произведений художника имеют острое политическое и общественное антифашистское звучание. Яркий пример — сюрреалистическое полотно «The Rock» (закончено в 1948 г.), посвященное мировой трагедии.
Картины уроженца Белоруссии входят в коллекции крупнейших музеев США и высоко ценятся на арт-рынке.
Ключевые идеи:
— В своих ранних работах, а это были рисунки, графические композиции и карикатуры, П. Блюм использовал технику эпохи Ренессанса – точное и эмоциональное воспроизведение с учетом линейной и воздушной перспективы.
— Обратившись к конце 1920-х годов к масляной живописи на полотне, художник применял некоторые из приемов кубизма. При этом он не слишком отходил от реальности в изображении фигур или объектов. В частности, он не использовал сдвиги при дроблении предметов и персонажей на фрагменты.
— Несмотря на то, что сам Блюм осуждал теории о бессознательном творении и об ассоциациях с чувственными темами из подсознания, во многих картинах видны элементы сюрреализма. При этом в сюжеты всегда включались повседневные предметы, наблюдения от путешествий по Америке и Европе.
— Питер Блюм стремился изобразить индустриальный мир через гладкие и жесткие контуры, часто используя приемы символизма и магического реализма. Сюрреалистические полотна художника также отличаются точными способами обработки самых микроскопических деталей.
— После войны художник использовал технику автоматического рисования, одобряемую сюрреалистами и абстрактными экспрессионистами. Однако он считал себя реалистом, потому что изображал то, что видел в мире. Его картины в основном верны общей реальности в деталях, но дополняются и ассоциативными образами. Эмоциональный настрой работ ближе к фильмам о холодной войне и к научной фантастике 1950-х годов, чем к сюрреализму.
— Блюм изображал мир знакомый, но странный, где население планеты стоит перед лицом всепроникающей неуверенности в будущем, угрожающим человеку разными катаклизмами.
1906
1920
1926
1932
1934
1937
1948
1950
1956
1969
1982
1992
Родился художник в еврейской семье, которая в 1912 году эмигрировала в Америку и поселилась в Нью-Йорке, в Бруклине.
Начал изучать живопись, рисунок и скульптуру. Посещал различные учебные заведениях Нью-Йорка: Educational Alliance, Beaux-Arts Institute of Design, Art Students League of New York.
Начинающий художник открыл в Нью-Йорке собственную студию, в творческой деятельности сотрудничал с братьями Рафаэлем и Исааком Сойерами, выставлял свои работы в галерее Чарльза Даниеля.
Вступил годом ранее в брак с Грейс Дуглас (детей пара не имела), получил стипендию от фонда Гуггенхайма и в течение года совершал обучающую и ознакомительную поездку в Италию.
Путешествовал по регионам Пенсильвании, добился первого значительного успеха, выставив картину «South of Scranton» и получив главный приз Международной выставки, организованной питтсбургским Институтом Карнеги.
Закончил трехлетнюю работу над политически ангажированным антифашистским полотном «Eternal City» с карикатурным изображением Муссолини на фоне римского Колизея. Полотно было подвергнуто критике в прессе. Художник работал в секции живописи и скульптуры при министерстве финансов Америки.
Был избран в Национальную академию дизайна в качестве ассоциированного члена. Закончил знаковое аллегорическое полотно «The Rock», посвященное трагедии мировой войны.
Выиграл первый приз в Carnegie International (Питсбург). В последующие годы работал в Федеральном арт-проекте «New Dea». Творчество Блюма пользовалось покровительством семейства Рокфеллеров.
Стал полноправным членом Национальной академии изобразительного искусства США. Задумал большую серию под общим названием «Метаморфозы», которую будет продолжать до конца жизни.
Закончил картину «Recollection of the Flood», созданную в память о разрушительном наводнении 1966 года, когда при разливе реки Арно была затоплена Флоренция. К этой теме художник вернулся в 1979 году, написав картину «The Metamorphoses», переосмысливающую древнегреческий миф о Девкалионе и Пирре, которые дали новое начало жизни после Всемирного потопа.
Закончив работу «Crashing Surf», художник продолжил серию «Four Seasons» (всего написаны три из четырех картин). Элементы, которые использовались и в более ранних, и в зрелых работах — кубистская дислокация формы, сюрреалистическая трансформация масштаба, выбор первичных и высококонтрастных цветов, сексуальная инсинуация — в поздний период сливаются в утверждение своего целостного стиля.
Художник умер 30 ноября в Нью Милфорд, Коннектикут, США.