Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в Славянске, сейчас Донецкая область.
1876 - 1956
Русский и советский живописец, график и книжный иллюстратор, мастер театральной декорации и сценического костюма.
Родился в семье потомственного дворянина, литератора, переводчика и издателя Петра Петровича Кончаловского. В 1890-х гг. учился в Харьковской художественной школе, в вечерних классах Императорского Строгановского художественно-промышленного училища. Затем учился в частной академии Жюлиана в Париже.
Пётр Петрович Кончаловский был одним из основателей и активных участников художественного объединения «Бубновый валет» и с 1911 его председателем. Также был членом прогрессивных художественных объединений «Союз молодёжи» (с 1911), «Мир искусства» (с перерывами до 1922), «Бытие» (в 1926-1927). Был академиком и действительным членом Академии Художеств страны, лауреатом престижных премий.
Ключевые идеи:
— Творческая карьера Петра Кончаловского пришлась на эпоху бурной ломки устоявшихся художественных традиций. При этом он для живописи буквально был создан, так как ощущал мир как пиршество красок — живописно и эмоционально. Не удовлетворяясь пассивным, чисто визуальным отображением объектов на холсте, он вытеснял материальное восприятие весомым, пластически объемным, осязательно конкретным и, главное, — чрезвычайно энергичным изображением.
— Его очень привлекла грубоватая, не знающая ни академичных правил перспективы, ни композиционного равновесия, ни колористической гармонии, а потому смело-решительная живопись лубка, лаконичность вывесок и аляповато-яркие росписи на предметах обихода.
— Использование непрофессионального искусства, позволявшего огрубить и укрупнить изображаемое, сделав его плотным и крепким, стало задачей молодого П. Кончаловского. И он решал ее в многочисленных натюрмортах, где часто и неслучайно фигурирует красный поднос. Этот рыночный совсем не изящный предмет — словно камертон, который задает всей живописи уровень необходимого колористического напряжения. При этом цвет не столько передает раскраску поверхности, сколько плоть объекта – массу и саму форму. Человека художник в этот период также видел мощно-материально и цельно, словно он монолитен («Портрет художника Якулова»).
— Позже влияние примитива ослабевает, уступает манере свободной энергии письма и подвижности мазков. В картинах «бубнововалетский» схематизм цвета и формы почти исчезает, живопись Петра Петровича, оставаясь ярко-полнозвучной, приобретает сложное богатство контрастов жарких и холодных цветовых решений, колористическую тонкость внутренних переходов.
— В произведениях 1920-30-х гг. настроение полотен остается праздничным, а цветовые сочетания становятся еще изысканнее, чаще с полотен сияет обнаженное тело и домашние сценки привлекают тихим уютом. Кончаловский-портретист предпочитает изображать полную жизненной энергии натуру. С его полотен смотрят творцы — композитор С. С. Прокофьев и писатель А. Н. Толстой, искусствовед С. Тройницкий и др. Только на значительном по размеру портрете режиссера-авангардиста Всеволода Мейерхольда нарядный узорчатый фон контрастирует со страдальческим лицом загнанного в тупик творца, который ждет гибели.
1876
1898 - 1907
1910 - 1911
1912
1918
1926
1932
1941
1946 - 1947
1956
Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в Славянске, сейчас Донецкая область.
Поступил в Петербургскую Академию художеств. Однако не захотел там учиться, предпочтя мастерские В. Савинского, П. Ковалевского в Высшем художественном училище.
Стал одним из основателей объединения «Бубновый валет» и его председателем, членом «Союза молодёжи», «Мира искусства». Женился на Ольге, дочери художника Василия Сурикова. Часто изображал жену и детей, создавал автопортреты с семьей.
Оформил оперу Рубинштейна «Купец Калашников» для театра Зимина (эту работу считал одной из своих лучших картин в этом жанре).
Работал в «Свободных художественных мастерских» в Москве, где впоследствии (с 1926 г.) стал преподавать.
Участвовал в объединении «Бытие». Во время кавказского турне делал натурные зарисовки, писал этюды. Позже создал цикл картин по М. Ю. Лермонтову: «Пятигорск. Дом Лермонтова», «Мцыри. Гроза», «Казбек» и др.
Приобрел усадьбу Бугры, известную как «дача Кончаловского» (сейчас в границах г. Обнинска).
Начал работать над знаменитым портретом Лермонтова. Картину завершил через два года.
Получил звание народного художника России, стал действительным членом Академии художеств СССР.
Умер художник 2 февраля 1956 года в Москве.
течение
Постимпрессионизм
друзья
Анри Матисс
Пабло Пикассо
Михаил Ларионов
Василий Суриков
художники
Валентин Серов
Василий Савинский
Павел Ковалевский
Поль Сезанн
течение
Кубизм
Экспрессионизм
Абстракционизм
друзья
Анри Ле Фоконье
Исаак Левитан
Анна Трояновская
Георгий Якулов
художники
Василий Ермилов
Ерванд Кочар