Уроженец Канады появился на свет у берегов Новой Шотландии на борту отцовской яхты. Рос и воспитывался в Англии, все его творчество как художника и литератора связано с этой страной.
1882 - 1957
Крупнейший английский деятель модернизма Уиндем Льюис сыграл заметную роль как в изобразительном искусстве, так и в художественной литературе. Наиболее известен как основатель и главный представитель вортицизма – специфического ответвления футуризма в живописи, довольно далеко выходившего за его границы. Несмотря на общие методы, идея этого английского авангардного течения не в прославлении механизации социума, а в ее пагубном влиянии. Название, произошедшее от итальянского «vortizto» (вихрь), взято из высказывания У. Боччони, итальянского футуриста, что всякое творчество исходит из вихря чувств. Через издаваемые им журналы Льюис влиял на развитие новаторского британского движения в целом.
Самое значительное наследие оставил в портретной живописи – запечатлел образы ключевых представителей культуры Англии первой половины 20 столетия, с которыми был знаком лично. В сюжетном жанре наиболее сильный цикл работ на военную тематику – художник был участником Первой мировой войны.
Ключевые идеи:
— В истории культуры Льюис, главным образом, — лидер вортицизма. Эта грубая, порой брутальная форма модернизма, родившись из футуризма и кубизма, имела иную, чем названные стили идею. Если у футуристов технический прогресс воспевается как прогресс человечества, то у английского ответвления футуризма показывается, как «бетонно-механический» мир человека давит.
— Метод Льюиса, любившего и кубизм, и футуризм, но лелеявшего амбиции создать авторский стиль, строился на доктрине о том, что творчество – это сильнейшие взрывы (вихри) чувств, и только они могут быть источником истинного художественного произведения.
— О своей портретной живописи художник отзывался так: «Реальность, отображенная в них (портретах), свежа и изящна и не уступает этими качествами столь знакомым великим портретам Возрождения. Портрет перестает быть только портретом, мощно вовлекая в свои пределы, словно ты проживаешь момент чьей-то жизни или даже участвуешь в жизни, которая ярче, чем твоя собственная». «Портрет художника в образе живописца Рафаэля» (1921) в этой связи — дань традиционным историческим корням.
— Во многих знаменитых льюисовских портретах прослеживается характерная особенность — глаза либо опущены, либо направлены вглубь себя, словно модель избегает встречи со взглядом художника и зрителя. Живописец так умело достигает гармонии между содержанием и формой, что старший его современник У. Сиккерт, явно не питавший к модернизму симпатий, назвал У. Льюиса «величайшим из портретистов, когда-либо живших на Земле».
1882
1899
1902
1912
1914
1915
1917
1921
1937
1956
1957
Уроженец Канады появился на свет у берегов Новой Шотландии на борту отцовской яхты. Рос и воспитывался в Англии, все его творчество как художника и литератора связано с этой страной.
Учился в Школе изящных искусств Феликса Слейда – лондонском учебном заведении с мировой репутацией.
Отправился в большое семилетнее путешествие по Европе с продолжительным пребыванием и работой в Париже, где посещал лекции по философии Анри Бергсона и находился под влиянием его идей, которые, правда, потом жестко критиковал.
После участия в лондонской выставке художественной группировки «Кэмден Таун» (Camden Town Group), одним из членов-основателей которой являлся, презентовал иллюстрации к пьесам Шекспира и три картины маслом на втором показе постимпрессионистов, организованном Роджером Фраем. Вступил в тесной контакт с группой Bloomsbury, познакомился с художниками Ванессой и Клайвом Белл, а затем и в творческую группу «Лондон».
Художник составил «Вортицистский манифест», задуманный как ответ на «Футуристический манифест» представителей итальянского авангарда. Духовным вдохновителем и соавтором стал американский поэт и друг художника Эзре Паунде. Льюис написал также несколько эссе, излагая его эстетику Vorticist и ее отличие от других авангардных практик.
Издавал основанный годом ранее журнал «Blast», основал журнал «Vorticism» — издание с причудливыми шрифтами и вызывающим содержанием. Затеял проект «Центр бунтарской культуры».
Покровитель Льюиса Дж. Куинн организовал выставку вортицистов в клубе «Пингвин» в Нью-Йорке. Льюис был отправлен на западный фронт, воевал в Королевской артиллерии. Был назначен официальным военным художником канадского и британского командования и служил в штаб-квартире Канадского корпуса.
Возобновил карьеру живописца крупной выставкой в галерее Лестера. Из представленной серии картин и сатирических рисунков сохранилось только два, в том числе автопортрет в форме рекрута на желтом фоне. Льюис запустил свой второй журнал «The Tyro», в котором опубликовал свой «Очерк о цели пластического искусства в наше время», излагавший утверждение новой послевоенной визуальной эстетики.
Публично отрекся от поддержки национал-социализма (с 1931 считал Адольфа Гитлера «человеком мира»), воочию столкнувшись во время поездки в Берлин с последствиями антисемитизма. Льюису удалось восстановить репутацию, и его картина «Капитуляция Барселоны» была включена в выставку галереи Лестера.
Престижная галерея Тейт провела крупную выставку работ художника под названием «Wyndham Lewis and Vorticism». В каталоге, написанном самим художником, к тому времени уже слепым, он заявил, что «вирцизм, по сути, был тем, что я лично сделал и о чем сказал в определенный период».
Перси Уиндем Льюис умер 7 марта 1957 года в Лондоне, Великобритания.
течение
Абстракционизм
Кубизм
Футуризм
друзья
Роджер Фрай
Клайв Белл
художники
Дункан Джеймс Грант
Умберто Боччони
течение
Футуризм
Вортицизм
Сюрреализм
друзья
Эдуард Александер Уодсворт
Хелен Сондерс
художники
Дэвид Бомберг
Лоуренс Аткинсон
Анри Годье-Бжеска
Уильям Патрик Робертс