Российский живописец и график немецко-еврейского происхождения, мастер монументального жанра (в частности, мозаичного), художник кино, теоретик искусства, талантливый преподаватель истории искусства, поэт и писатель.
Павла Зальцмана сложно назвать последовательным продолжателем идей аналитического искусства, но как ученик П. Н. Филонова он донес его идеи в художественную среду Казахстана, где прожил более 40 лет и стал Заслуженным деятелем искусств этой страны (1962).
П. Зальцман, считают специалисты, — фигура парадоксальная: формально художественного образования не имея, стал одним из самых глубоких и виртуозных мастеров 20 столетия. Неоднократно стоя на грани гибели, почти чудом выживал и вновь обращался к созидательной деятельности. Не будучи иллюстратором, но обладая «литературным» типом мышления, оставил наследие, которое воспринимается безупречным материалом для иллюстрирования.
Феномен кроется и в семейном воспитании, и в унаследованных талантах, и в общении с 17 лет с П. Филоновым, не только привившим вкус и поставившим руку, но и научившим всегда быть верным призванию.
С достоинством перенося трудности выживания в условиях крайней нищеты, голода, блокадной жизни, отсутствии жилья, хронического безденежья несмотря на относительное признание в 1970-х годах, художник оставался мыслителем и философом.
Работы Зальцмана находятся в собраниях Русского музея, его графика представлена в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу, Государственного музея искусств Казахстана, во многих частных коллекциях.
Ключевые идеи:
— Унаследовав талант от отца, пробовал себя в различных стилях: создавал академические рисунки, символические композиции, импрессионистские пейзажи, автопортреты в духе русского кубизма.
— Познакомившись в 1929 г. с Филоновом, стал создавать тщательно выполненные акварели с использованием карандашей, туши. Для живописи маслом, к которой стремился, условий не имел: жил в маленьком полуподвальном помещении.
— Прямого использования формотворческих методов теоретика аналитического искусства П. Филонова в зрелых работах П. Зальцмана не наблюдается. В целом он менее других был зависим от учителя – его почерк индивидуален и его нельзя спутать с манерой других филоновцев.
— В теории П. Филонова наиболее важной для П. Зальцмана была интеллектуальность художественного процесса. Подготовительный процесс держал в сознании и не создавал эскизов, считая, что каждый штрих на холсте или бумаге должен вести к законченной картине. Филоновский принцип «от частного к целому» был также одним из главных.
— Как художника Зальцмана больше всего привлекали люди: «Лицо словно из слоновой кости» или нога «прилегающая, как ракушка».
— Основную часть послевоенного (алма-атинского) наследия составили графические работы, выполненные тончайшими мазками или же штрихами очень тонкой кистью либо пером. Немногочисленные работы графитными и цветными карандашами нелегко отличить от картин станковых, настолько цвет наложен тщательно.
— Многие листы графики соотносимы с литературными образами самого Зальцмана и с вариациями на произведения Гауфа, Свифта, Гоголя. Рожденные в абсурдной и часто физически невыносимой реальности фантазии мастера обнажали суровую парадоксальность его времени.