Павел Николаевич Филонов родился 8 января 1883 года в Москве, Российская империя.
1883 - 1941
Русский живописец и график, официально именовавший себя художником−исследователем. Был одним из признанных лидеров авангарда в своей стране, теоретик и основатель, а также практик и учитель «аналитического искусства» -реформирующего уникального течения, которое оказывало заметное влияние на художественные умонастроения многих творцов первой половины XX столетия.
Филонов в авангардное движение привнес элементы научного познания и занимался объединением разных способов познания мира, опираясь на интуицию. По сути, художник, имевший феноменальные способности в абстрагированном мышлении, развивал символическое понимание живописи, призванной не только изображать объект, но и размышления о нем и о способе его передачи, то есть к символизму добавил саморефлексию.
У Филонова было немало последователей и подражателей, но силы его оригинальной «сделанности» достичь было трудно. «Аналитическое искусство» Филонова, образовавшее символистскую ветвь в русском авангарде, стояло в оппозиции к конструктивизму и супрематизму и более всего приблизилось к сюрреалистическим мотивам европейского модернизма.
Произведения мастера чрезвычайно востребованы на арт-рынке и постоянно экспонируются во всем мире. На выставке в парижском центре Ж. Помпиду в 1990 году обнаружились 8 похищенных из Русского музея работ, семь из которых в результате многолетних переговоров удалось вернуть.
Ключевые идеи:
— Уже в первом манифесте «Интимная мастерская живописцев» (Сделанные картины) в 1914 г. появились ключевые символы-словосочетания типа «мировой расцвет», утверждалась важность и самоценность рисунка, а также необходимость для приближения новых горизонтов в искусстве коллективных усилий.
— Процесс творчества, по мнению П. Филонова, состоит из кратких единичных касаний поверхности холста или бумаги кистью или острым карандашом. Формула «точка – единица действия» затем переходила в синтетическую фазу работы, что приводит к окончательной многослойной композиции. Создание произведения искусства таким образом уподоблялось органическому росту картины.
— В «сделанной», то есть уже законченной картине, присутствует зацепленность друг за друга всех деталей, при этом длительность самого процесса рисования материализует, согласно теории Филонова, время как четвертое измерение пространства.
— Портретируя членов семьи, Филонов писал лица по всем правилам реалистического искусства и демонстрировал высокую академическую выучку, а также умение учитывать вкусы модели и передавать особенности характера.
— Параллельно с традиционными портретами художник писал беспредметные композиции. Такая свобода в смене методов и стиля работы художникам-авангардистам не была присуща и свидетельствует, что Филонов законы ремесла знал отлично и четко отделял его от экспериментов.
1883
1897
1903
1908
1910
1912
1914
1916
1918
1922
1929
1931
1933
1941
Павел Николаевич Филонов родился 8 января 1883 года в Москве, Российская империя.
Закончил с отличием городскую приходскую школу в Москве, продемонстрировал выдающиеся способности по всем предметам, но особенно по рисованию. За год до этого мать подростка умерла от чахотки.
Переехав в Петербург, поступил в живописно-малярные мастерские, по окончании которых занимался «малярно-живописным делом» и посещал вечерние рисовальные классы в Обществе поощрения художеств.
Учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского, в следующие три года путешествовал на Волгу, на Кавказ, посетил Иерусалим.
Совершив три неудачные попытки поступить в Петербургскую Академию художеств, записался вольнослушателем в школу при Академии художеств, но добровольно ушел из нее уже через полтора года.
Участвовал в выставке «Союза молодёжи», созданного при участии О. Розановой, Е. Гуро, М. Матюшина. Первой картиной считал написанные зимой этого года «Головы».
Написал статью «Канон и закон», в которой ясно сформулировал принципы аналитического искусства, определяемого как антикубизм и построенного на «органическом» росте произведения искусства. Художник путешествовал по Италии и Франции, а в следующем году писал декорации для трагедии «Владимир Маяковский» в петербургском театре Луна-парк.
Вместе с А. Кирилловой, Д. Какабадзе и другими выпустил манифест-программу Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с репродукцией филоновского «Пира королей» на обложке. Это издание, где провозглашалась реабилитация живописи, — единственный документ, подтверждающий существование малочисленного сообщества, противодействовавшего методам Малевича и Татлина. Иллюстрировал «Изборник» В. Хлебникова, с которым тесно дружил.
Был мобилизован рядовым на Румынский фронт, в составе Балтийской морской дивизии принял активное участие в революции и занимал в следующие годы должности председателя реввоенкомитета в Измаиле, председателя ВРК Балтийской дивизии и др.
Вернувшись в Петроград, экспонировался на Первой свободной выставке художников всех направлений в Зимнем дворце, представив важный и концептуальный авангардный цикл «Ввод в мировой расцвет» (22 произведения, 2 из которых подарил государству — «Мать» и «Победитель города»).
Произведения регулярно появлялись на показах «Общины художников», экспонировались на Первой русской выставке в Галерее Ван Димен, Берлин. Филонов женился на Е. Серебряковой, ее младший сын стал одним из первых учеников и единомышленником художника. Обретя собственное жилье, вскоре Филонов стал вести на дому безвозмездные занятия.
Русский музей планировал персональную выставку Филонова, его работы (более двухсот) провисели в залах музея год и 2 месяца, дважды готовился каталог, в прессе шли дискуссии по итогам закрытых просмотров, но отрыт вернисаж не был, невзирая на поддержку И. Бродского.
Издательство «Academia» предложило Филонову иллюстрировать эпос «Калевала» — оно было принято с условием, что работать с ним будут его ученики. Наибольшее количество иллюстраций сделали А. Порет, М. Цыбасов. В память о работе коллектива написал картину, абстрагировано изобразив учеников «Ударники аналитического искусства».
Принял участие в выставках «Художники России за 15 лет»: в Ленинграде отдельный зал, 80 произведений, в Москве – 30 картин. Позже практически не выставляется. До конца жизни он всеми силами поддерживал собственную официально запрещенную школу мастеров аналитического искусства (МАИ).
Павел Николаевич Филонов умер 3 декабря 1941 года в Ленинграде, СССР.