Павел Михайлович Кондратьев родился в простой рабочей семье; его отец был машинистом. Детство и юность художника прошли в Рыбинске, куда его семья переехала после смерти отца.
1902 - 1985
Русский живописец и график, один из первых учеников Павла Филонова и талантливый последователь метода аналитического искусства. Павел Кондратьев входил в круг молодых художников, музыкантов и литераторов, формировавшихся вокруг Исайи Браудо, Марии Юдиной, и Татьяны Глебовой. Он был близким другом Алисы Порет и некоторое время проживал в ее доме, где царила творческая атмосфера и проходили встречи людей искусства. Художник также стал постоянным персонажем нескольких стихов знаменитого поэта Даниила Хармса и поддерживал с ним постоянные дружеские отношения.
Кроме обширного живописного и графического наследия, художник запомнился как теоретик искусства и талантливый преподаватель. В послевоенное время вокруг него сформировался своеобразный «кружок Кондратьева», поддерживающий его творческие идеи. Живописец сотрудничал с Владимиром Стерлиговым и вместе с ним использовал в живописи так называемый «прибавочный элемент» — изогнутую кривую, которая легла в основу известной «чаше-купольной» системы.
Творчество Кондратьева – своеобразный синтез нескольких направлений русского авангарда. Он обладал особым даром чувствовать пульс своей эпохи и объединять казалось бы несовместимые стили и направления в своих произведениях. Работы Павла Кондратьева являют собой уникальный сплав научных теорий и глубокой духовности, присущей настоящему Художнику.
Ключевые идеи:
— Индивидуальный творческий стиль художника сформировался под влиянием нескольких направлений. Он объединил в себе элементы аналитического искусства П.Филонова и основные принципы системы супрематизма, с его строгим рационалистическим подходом к живописи. Особенно сильно художника привлекала теория о прибавочном элементе Малевича, которую он переосмыслил и постоянно применял в своих работах.
— Испытывая интерес к той или иной теме, Кондратьев создавал несколько графических и живописных работ, посвященных ей. Он рассматривал объект или явление с разных сторон, пытаясь наиболее глубоко и полно отразите его сущность, создавая таким образом циклы работ. Наиболее известными их них стали: «Северный Кавказ», «Воспоминание о Чукотке», «Псковская земля» «Снопы», «Сестры милосердия» и другие.
— Работал по принципу «сделанности», когда художник пишет, отталкиваясь от основной формы, и постепенно наполняет ее содержанием и цветом. Эта методика позволяет отобразить при помощи пластических средств не только внешний вид предмета, но и его внутренние, скрытые от глаз особенности, его природу и энергию. При этом Кондратьев, как и все ученики Филонова, придерживался принципа «форма – любой формой и любой цвет любым цветом».
— Цвет занимал особое место в творчестве Павла Кондратьева. Художник много внимания уделял работе с различными цветовыми решениями и сочетаниями, изучая влияние, которое он оказывает на восприятие человеком произведения искусства и то, как оттенки влияют друг на друга в различных комбинациях. В результате этой работы, он вывел собственное теоретическое определение — «современная русская гамма», которое основывалось на русской иконописной традиции и особенностях славянского восприятия мира.
1902
1920
1921
1925
1927
1932
1941
1946
1963
1981
1985
Павел Михайлович Кондратьев родился в простой рабочей семье; его отец был машинистом. Детство и юность художника прошли в Рыбинске, куда его семья переехала после смерти отца.
Обучался в студии изобразительного искусства в Рыбинске. Павел занимался под руководством талантливого графика и иллюстратора Михаила Щеглова, который существенно повлиял на становление его стиля. Одновременно с обучением молодой человек начал работать хранителем в Рыбинском историко-художественном музее. В его обязанности входил сбор предметов искусства в усадьбах бывших помещиков.
Переехал в Петроград. Там художник поступил на второй курс училища Штиглица, которое вскоре было переформировано в подразделение Академии Художеств. Преподавателями Кондратьева были такие знаменитые художники как А. Савинов и М. Матюшин
Стал одним из первых учеников П. Н. Филонова и начал работать в стиле аналитической живописи. В том же году художник стал членом объединения «Мастера аналитического искусства». Кондратьев познакомился с А. Порет, Т.Глебовой и другими представителями творческой молодежи города.
Вместе с другими последователями Филонова работал над оформлением Дома печати в Ленинграде. Художник написал большое живописное панно «Море и моряки» в соавторстве с Яном Лукстынь.
Ушел из группы Филонова, и начал заниматься живописью под руководством К. И. Рождественского и Л. А. Юдина, которые были последователями Малевича. В своем творчестве объединял аналитический метод и супрематизм. В этом же году начал сотрудничать с детским издательством «Еж» и создал несколько иллюстраций к различным художественным произведениям.
С началом Великой отечественной войны вступил в ряды Советской армии. Художник служил маскировщиком на аэродромах ВВС, а в свободное время занимался живописью. Во время войны создал много зарисовок из жизни солдат.
По заказу учебно-педагогического издательства создал иллюстрации для чукотского букваря. Для этого художник совершил длительную командировку на Крайний Север, после чего создал серию работ «Воспоминания о Чукотке».
Сотрудничал с В. В. Стерлиговым и участвовал в созданной им «Старопетергофской школе». В своем творчестве начал применять принципы чаше-купольной системы, разработанной Стерлиговым.
Состоялась первая персональная выставка художника в Доме писателей в Ленинграде. Эта выставка стала единственной прижизненной персональной экспозицией художника. В том же году начал работу над циклом «Сестры милосердия», который стал вершиной его творческой карьеры.
Павел Михайлович Кондратьев умер 26 апреля 1985 года в Ленинграде, Советский Союз.
течение
Аналитическое искусство
Конструктивизм
Супрематизм
друзья
Татьяна Глебова
художники
Павел Филонов
Казимир Малевич
Константин Рождественский
течение
Аналитическое искусство
друзья
Алиса Порет
Владимир Стерлигов
художники
Вера Фёдоровна Матюх
Владимир Волков
Валентина Петровна Поварова
Владимир Васильевич Жуков
Леонид Ткаченко
Борис Матвеевич Калаушин