Родился художник в аристократической и богатой многодетной семье, где общались по-французски, по-английски, по-немецки, что впоследствии очень пригодилось Павлу. Его отец поддерживал интерес сына к рисованию.
1898 - 1957
Русский художник и график, открыватель новых путей в изобразительном искусстве 20 ст. Считается основателем мистического сюрреализма на 9 лет ранее появления на арт-арене произведений С. Дали, изобретателем новой анатомической (рентгеновской) живописи, «нового лучизма».
Искусствоведы отмечают, что на Челищева, учившегося в Киеве у А. Экстер и рано уехавшего во Францию, оказал влияние Пикассо, усматривают даже периоды «голубой» и «розовый». Клоуны, артисты, а иногда известные личности в этих образах, взирают на зрителя с холстов этого времени. Однако собственно кубистических произведений после самого раннего периода художник не создавал. К парижскому периоду относится «Концерт», проданный на торгах Christie’s в 2016 г. чуть ли не за 2 млн. долларов и превзошедший по цене картины Дали, выставлявшиеся в этом же списке.
К 1950-ому году сюрреализм Челищева был несколько преодолен вышедшем на авангардный арт-рынок абстрактным экспрессионизмом. Но даже последняя серия геометрических абстракций у художника имеет мистическую интенсивность, которая предвосхищает психоделический идеализм 1960-х гг. «Внутренние ландшафты» мастера отзывают в эстетике оп-арта.
Тонкого и неповторимого живописца ценили его знаменитые современники в Европе и США, и его влияние на развитие искусства трудно переоценить. В то же время на родине имя самобытного мастера почти не было известно до начала 21 века. Первую персональную выставку организовала московская галерея «Наши художники» в 2006-ом, через пять лет показала уже более 70 произведений и повторила вернисаж в 2013-ом с названием «Челищев. Выставка на бис».
Ключевые идеи:
— О стиле П. Челищева специалисты говорят разное: чаще называют «русским Дали», сравнивают не без весомых оснований с И. Босхом. Сложно поддающаяся описанию манера определена специалистами как начало «неогуманизма» или «неоромантизма» (мнение критика В. Жоржа). Точнее всего будет отнести неординарное творчество к умеренному и эстетскому ответвлению сюрреализма.
— Идеи своего творчества Челищев раскрыл в письме к сестре Варваре — кремлёвской учительнице С. Аллилуевой-Сталиной: мистика перспективы от леонардовской отличается тем, что мир видится не вдаль изнутри, а одновременно во многих проекциях — изнутри-снаружи, сверху-снизу. Он утверждал, что уже в 1920-х нащупал универсальный модуль подобных проекций, применяя его в последних спектаклях Русского балета Дягилева в Париже и в Лондоне.
— В работах для театра очевидно влияние киевских уроков А. Экстер. Челищев пришел к концепции некой органической реальности — каждый предмет у него сферичен, а динамизм эскизов, построенных как спиральная или круговая схема, имеет яркие цветовые пятна-акценты (это наиболее характерная черта всего искусства художника).
— Художник создавал на поверхностях фактуру, присыпая красочный слой смолотым кофе или песком. В некоторых картинах (портрет спутника жизни Чарльза Генри Форда 1934 года) он использовал одновременно с гуашью и чернилами блестки-пайетки.
— После успеха картины «Ищущий обрящет» («Hide and Seek»), Челищев приступил к серии «Interior Landscapes» — «рентгеновским» портретам черепа и тела, пронизанных светящимися венами, артериями, нервами. Подобная «наэлектризованная» анатомическая живопись как бы растворяет плоть в полупрозрачную конгломерацию атомов, стирая границы между внутренним и внешним видом тела.
– Когда Челищев вместе с Фордом и его сестрой Рут перебрались в Италию, он начал увлекаться астрологией и оккультизмом, вспоминая уроки отца-толстовца. Плотская чувственность покинула его работы, сменяясь поисками «внутренней перспективы». Мастер создал удивительные абстрактные сияющие структуры, определяемые критиками как «новый лучизм».
1898
1918
1921
1925
1926
1932
1934
1942
1952
1956
Родился художник в аристократической и богатой многодетной семье, где общались по-французски, по-английски, по-немецки, что впоследствии очень пригодилось Павлу. Его отец поддерживал интерес сына к рисованию.
Изгнанное из дома семейство переехало в Киев. На протяжении двух лет Челищев брал уроки у А. Экстер и А. Мильмана, познакомился с А. Тышлером, К. Малевичем, испытал влияние идей кубизма и конструктивизма.
После недолгого пребывания в Одессе, Константинополе и Софии перебрался в Берлин, где обосновалось немало украинских и русских художников-авангардистов — А. Пуни и К. Богуславская, М. Шагал и С. Шаршун, А. Архипенко и Эль Лисицкий. Эти знакомства и влияния были важны для становления личности и понимания многочисленных направлений новейшего искусства.
Переехав в Париж в 1923, Павел работал художником-декоратором у С. Дягилева. Вскоре он стал выдающимся театральным декоратором. Впервые экспонировался в парижском Осеннем салоне, был замечен и высоко оценен Гертрудой Стайн, получил статус её протеже. Она покупала много его картин, ввела в свой салон для избранных. Начал работать в сюрреалистической манере.
Познакомился с К. Бераром, вошел в парижское объединение «неоромантиков» (в группу сюрреалистов его не взял ее глава Андре Бретон – непримиримый гомофоб). Вскоре Челищев приобрел еще одну влиятельную покровительницу в мире искусства — Эдит Ситуэлл. На несколько лет она стала его ближайшим другом, организовывала выставки, оказывала финансовую и моральную поддержку.
Произошло знаковое для Челищева знакомство с поэтом и издателем Чарльзом Генри Фордом, ставшем на всю жизнь его семьей, близким другом и партнером. Оформлял балеты для Театра на Елисейских полях, участвовал в Салонах.
Переехал с братом и сестрой Фордами в Америку. В Нью-Йорке активно сотрудничал с Д. Баланчиным, создавая сценографию для спектаклей, в том числе к балетам Стравинского, о чем последний писал в своих мемуарах. Вместе с Дали и Кокто участвовал в проектах писателя и балетного импресарио Э. Кирштейна, возобновил сотрудничество с Борисом Романовым, ставшим балетмейстером Метрополитен-опера. Делал обложки для популярных журналов View и Vouge.
Выставка в нью-йоркском музее современного искусства принесла мастеру ошеломительный успех – его «Феномен», «Ищущий обрящет», экспонируемые рядом с «Герникой» Пикассо имели, как утверждают очевидцы, гораздо больше внимания от зрителя и критиков. В целом годы в Америке, а это 15 лет, — время карьерного взлёта Челищева. Он оформлял журнал спасающихся от войны европейских сюрреалистов, где Форд был главным редактором, иллюстрировал роман «Молодые и злые» (рисунки, правда, не публиковались до 1990 г. в связи с их гомосексуальной откровенностью).
Челищев стал гражданином США. За пару лет до этого переехал вместе с Фордом на уединенную виллу Фраскати в Италии.
Скончался от инфаркта. Прах художника был перенесен в Париж, но место первоначального погребения в Италии сохранилось.
течение
Конструктивизм
Кубизм
Сюрреализм
Абстракционизм
друзья
Александра Экстер
Кристиан Берар
художники
Казимир Малевич
Пабло Пикассо
Марк Шагал
течение
Абстрактный экспрессионизм
Супрематизм
друзья
Александра Экстер
Александр Архипенко
художники
Иван Пуни
Сергей Шаршун
Сальвадор Дали
Климент Николаевич Редько
Евгений Густавович Берман