Пауль Клее родился 18 декабря в 1879 году в Мюнхенбухзее под Берном, Швейцария.
1879 - 1940
Швейцарский и немецкий живописец, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.
Пол, сын отца-немца и матери-швейцарки родился 18 декабря вблизи Берна в швейцарском Мюнхенбухзе. Оба родителя были музыкантами: отец преподавал музыку в колледже, мать — профессиональная певица. С семи лет мальчик играл на скрипке, а другими увлечениями были рисование и стихосложение. Несмотря на желание семьи, чтобы сын строил музыкальную карьеру, решил добиваться успеха в изобразительном искусстве, где мог бы «создавать, а не просто выполнять».
Гражданин Германии, П. Клее родился, значительную часть жизни провёл и умер в Швейцарии. Был активным участником группы «Синий всадник», преподавал в Bauhaus (Баухаус) — влиятельной школе архитектуры и промышленного дизайна, в Дюссельдорфской Академии искусств. Картины попали на выставку «дегенеративного» искусства. Влияние творчества Пауля Клее распространяется на многие стили 20 столетия: сюрреализм и минимализм, геометрический абстракционизм и абстрактный экспрессионизм. В Берне открыт Центр П. Клее.
Ключевые идеи:
— Первоначально Клее ограничивался графическим искусством в различных техниках. В офортах ранней серии «Изобретения» автор демонстрирует способность манипулировать линией и тоном, чтобы создать фигуры, порой такие странные и гротескные, как «Крылатый герой». Родившийся с одним крылом человек пытается полететь и ломает руку, ногу (все это поясняет текст к работе). Странное существо хорошо представляло своего рода автопортрет прогрессивного художника на рубеже 20 века: пытаясь реализовать свои идеи и свой потенциал, он постоянно борется с общественным непониманием или равнодушием окружающих. Такая интеллектуальная нагрузка ранних работ составит отличительные качества более позднего творчества художника.
— Клее был по убеждениям трансценденталистом (выступал за социальное равенство, духовное самоусовершенствование людей, «равных перед Богом», за близость к природе) и использовал дизайн, шаблоны-символы, системы знаков в своем искусстве, используя его как своеобразный портал для передачи своих философских принципов.
— Он бросил вызов традиционным границам, отделяющим письменность и визуальное искусство, и дал новый выразительный, в значительной степени абстрактный изобразительный язык, вводя в работы стрелы, буквы, музыкальные нотации, древние иероглифы или черные линии, стоящие внутри человека или объекта. При этом его символика редко требуют специального чтения – она понятна и непосвященным.
— Яркие абстрактные работы Клее отражают его стремление не полностью отделить изображение от предмета реального мира. «Главный путь и пути» — полотно, написанное по египетским впечатлениям, хотя и состоит из неровных прямоугольников, трапеций, узких полосок, но дает «прочитать» и широкое шоссе, идущее к горизонту, и небо в верхней части холста. Таким образом, мастер манипулирует цветом, формой и линией, чтобы создать ощущение глубины и движения в реальном мире.
— Художник был большую часть своей жизни музыкантом (практиковал игру на скрипке в качестве разминки для живописи), поэтому вполне естественно, что видел аналогию между музыкой и изобразительным искусством. Он даже в своих лекциях в Баухаусе сравнивал визуальный ритм в рисунках со структурными перкуссионными (выстукиваемыми) ритмами музыкальных композиций мастера контрапункта Себастьяна Баха.
— Клее, восхищаясь искусством детей, создающих свободные картины без опоры на какие-либо примеры в изображении, и в своей работе стремился к достижению подобной простоты. Он часто использовал интенсивные цвета в незаученной манере их сочетания. Постоянно экспериментируя с художественными приемами и выразительной силой цвета, нарушал традиционные или «академические» правила живописи. Это касалось и техники нанесения – он то распылял краски по холсту, то использовал тиснение, выбирал для основы необычные материалы — мешковину, картонные панели, муслин.
— В свой последний период после начала болезни художник сумел создать более двух тысяч полотен. Поздние работы касались горя, боли, стойкости и принятия приближающейся смерти.
1879
1898
1906 - 1911
1912 - 1914
1916 - 1918
1920
1930 - 1933
1935
1940
Пауль Клее родился 18 декабря в 1879 году в Мюнхенбухзее под Берном, Швейцария.
Приехал в Мюнхен и два года учился в частной студии, прежде чем поступить в мастерскую Франца фон Штука в Академии. Познакомился с пианисткой Лили Штумпф. Провел несколько лет в Италии и Франции, откуда вернулся в Берн.
Женился на Л. Штумпф, вскоре родился сын Феликс, на много лет обосновался с семьей в Германии, жил в Мюнхене, где сначала занимался графическим искусством в различных техниках, пока в 1911 г. не познакомился с В. Кандинским, жившим по соседству в Швабинге, а через него с А. Маке, Ф. Марком.
По приглашению Кандинского вошел в экспрессионистскую группу «Синий всадник». Участвовал во второй выставке творческого союза, где было много приглашенных авангардистов – Пикассо, Брак, Р. Делоне, для знакомства с которым он отправился в Париж. Однако прорывный опыт, который привел его к работе в цвете, произошел после поездки в Тунис, предпринятой с Макке и Моиллетом.
Был призван в армию; успех его тунисских картин принес финансовый достаток, особенно после большой выставки в галерее Der Sturm в Берлине. Сдержанный в политических взглядах художник с энтузиазмом принял предложение работать в Исполнительном комитете революционных художников во время Ноябрьской 1918 года революции. После ее завершения вернулся в Швейцарию.
Принял приглашение преподавать в Staatliches Bauhaus в Веймаре, где работал десять лет, переехав с влиятельной школой архитектуры и промышленного дизайна в Дессау (1925 г.). Посетил в 1928-ом Египет, создав по впечатлениям от североафриканской страны яркие работы, близкие к абстрактной живописи.
Покинул Баухаус для работы в художественной академии Дюссельдорфа, но короткий период сотрудничества закончился в начале 1933 года, когда Гитлер стал канцлером и художник был осужден как «галисийский еврей», «культурный большевик», а его работы порицались как «подрывные» и «безумные». После обыска его дома в Дессау он был уволен с должности преподавателя и вернулся с семьей в Берн.
Художник серьезно заболел и смог написать только 25 работ за год, однако в 1937-ом вернулся к работе и создал рекордное количество работ – больше полутора тысяч. Произведения Клее были включены в выставку «Вырожденное искусство», организованную национал-социалистами в Мюнхене в 1937 году. Обвинения против художника осложняли удовлетворение его заявления о швейцарском подданстве.
Умер художник 29 июня 1940 года в Локарно, Швейцария.
течение
Экспрессионизм
Импрессионизм
друзья
Василий Кандинский
Луи Муалье
Зинаида Васильева
художники
Пабло Пикассо
Жорж Брак
Робер Делоне
Франц Марк
Август Маке
Генрих Книрр
Вальтер Циглер
Франц фон Штук
Обри Винсент Бёрдсли
Уильям Блейк
Франсиско Гойя
Джеймс Энсор
Альфред Кубин
Анри Матисс
Анри Руссо
Морис де Вламинк
течение
Сюрреализм
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Габриэла Мюнтер
Луис Моиллит
Анри Ле Фоконье
Карл Хофер
художники
Макс Эрнст
Марк Ротко
Джексон Поллок
Йозеф Альберс
Жан Дюбюффе