Отто Дикс родился 2 декабря 1891 года в Гере, Тюрингия, Германская империя.
1891 - 1869
Немецкий художник, график, автор эмоционально напряженных, экспрессионистских по характеру, шокирующих картин.
Родился в семье рабочего Франца Дикса и швеи Полины. Мать привила сыну любовь к музыке и поэзии.
Один из основателей дадаизма был наиболее влиятельным творцом в формировании образа Веймарской Республики 1920-х годов, его работы являются ключевыми в движении «Neue Sachlichkeit» («Новая объективность» или «Новая вещественность»). Является одним из фундаторов и участников объединения «Дрезденский сецессион» (1919 г.). В полотнах Отто Дикса явственны пацифистские, социальные, а в поздних работах — библейские мотивы. Художник был участником двух мировых войн.
Ключевые идеи
— Высказывание О. Дикса «Искусство — это экзерсис, я рисую мечты и видения моего времени. Живопись — попытка создать порядок в себе. Во мне так много хаоса, как его много в нашем времени» — может служить ключом к пониманию ключевых идей художника-дадаиста и экспрессиониста. Немногие творцы были так тесно связаны с трагическими событиями и политическими катастрофами Европы, как Отто Дикс.
— Молодой художник и уже ветеран Первой мировой войны был преследуем опытом участия в ужасной трагедии. Отто Дикс изобразил «войну с честным лицом» как ее очевидец. Другим направлением в тематике работ Дикса была сатира. Он считается одним из самых резких карикатуристов в современной живописи.
— В то время, как многие художники вообще отказались от жанра портрета в пользу абстракции, Дикс возрождал его, создав портреты видных деятелей и знаменитостей из интеллектуальных кругов Германии. Его повествовательные картины запоминаются обвинением в коррупционной и аморальной жизни современного города. В разгар творческой карьеры он обращался также к жанру ню, изображал проституток.
— Характерна для портретов Дикса начала 1920-х годов картина с изображением адвоката Фрица Глейзера. Художник часто брал в модели своих друзей-знаменитостей — арт-дилеров, литераторов, врачей, юристов, которые интересовались искусством. У Глейзера, к примеру, была впечатляющая коллекция — Василий Кандинский, Пол Клее, Эмиль Нольде и др. Дикс, склонный к карикатуре, подчеркивает выдающиеся черты лица адвоката, в этом случае — выразительный семитский нос. Эти и другие портреты, особенно журналистки Сильвии фон Харден, удивляют противоречием между хорошими, часто дружескими отношениями с моделями и совсем не привлекательными их образами на картинах.
— Работы художника становятся еще более мрачными и более аллегоричными в начале 1930-х годов, когда он стал для нацистов показательной мишенью. Он был назван режимом дегенеративным художником, многие работы подлежали уничтожению. Тот гротескный стиль, который использовал Дикс для резкой критики коррупции и прочих негативных явлений в Веймарском обществе, пришлось оставить. Постепенно отходя от социальных тем, Дикс обратился к пейзажу и к сюжетным полотнам на христианские темы. Только в годы, последовавшие за Второй мировой, дали мастеру ту меру признания, которую он заслужил.
1891
1900
1909
1913 - 1918
1919 - 1922
1922 - 1923
1925 - 1930
1930 - 1940
1939
1950
1969
Отто Дикс родился 2 декабря 1891 года в Гере, Тюрингия, Германская империя.
В 10 лет послужил моделью для художника Ф. Аманна; впечатленный студией и своей ролью, решил стать художником. Его учитель рисования Э. Шунке, поддержав подростка, способствовал получению финансовой помощи, которая требовала, чтобы Отто учился ремеслу. Через 4 года он стал мастером-декоратором.
Поступил в Дрезденскую Академию изящных искусств, зарекомендовавшую себя хорошей творческой школой. Как талантливый студент, от платы за науку был освобожден и получал стипендию. Для дополнительных средств продавал небольшие портреты, жанровые картины, раскрашивал фотографии. В мастерской скульптора Р. Гура создал бюст Ф.Ницше, приобретенный Дрезденским музеем (уничтожен позже нацистами). Интенсивно изучал голландских, итальянских, немецких мастеров.
Посетив выставку, впечатлился работами постимпрессионистов, в частности, Ван Гогом, и экспрессионистами. С началом Первой мировой войны вызвался служить, стал пулеметчиком на переднем фронте во Франции, был ранен несколько раз, получив опыт ужаса битв, сумел создать эскизы многих трагических сцен войны.
Возобновил свое художественное образование с Максом Фельдбауэром и Отто Гуссманом в Дрезденской академии искусств; стал соучредителем Дрезденского Сецессиона, участвовал в двух выставках в Galerie Emil Richter.
Переехал в Дюссельдорф, учился у Г. Науена и В. Хербехольца, стал частью художественного салона Й. Эй и немецкой модернистской группы «Das Junge Rheinland». Женился на Марте Кох, в семье появилось трое детей, которых художник запечатлевал на протяжении всего их детства.
Работы были включены в выставку группы «Neue Sachlichkeit» (Новая вещественность), создал полотно «Метрополис» и работал над триптихом «Война» (окончен в 1932).
Был назначен членом Прусской академии искусств в Берлине, состоялся показ работ по всей Германии и в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Вскоре нацисты объявили его искусство безнравственным и запретили выставляться в Германии; несколько раз ездил в Швейцарию для участия в выставках.
Был обвинен в заговоре по убийству Гитлера, но оправдан. Захваченный французами, до 1946 г. содержался в плену. Создал для лагерной часовни триптих.
Много путешествовал, постоянно выставлял работы, был назначен членом академий во Флоренции, Берлине и Дрездене; участвовал в документальном фильме (1965).
Художник умер 25 июля в 1969 году в Зингене близ Бадена, Федеративная республика Германия.