Обри Винсент Бердслей родился 21 августа 1872 года в Брайтоне, графство Суссекс, Англия.
1872 - 1898
Английский график, иллюстратор, дизайнер, поэт и публицист, крупнейший представитель английского модерна конца ХІХ века.
Родился в богатой аристократической английской семье. Получил всесторонне домашнее образование, в том числе музыкальное и художественное. Однако отец беспорядочно растрачивал состояние, и во взрослой жизни Обри и его сестра испытывали нужду.
Основным источником вдохновения было творчество Микеланджело, Боттичелли и других мастеров эпохи Возрождения. Также творческая манера Обри испытала сильное влияние нескольких художественных направлений.
Обри Бёрдслей – один из родоначальников стиля, известный благодаря своим гениальным графическим работам, большую часть которых оставляют иллюстрации к произведениям таких известных авторов как О. Уайльд, Т.Мэллори и Э. По. Бёрдслей был художественным редактором знаменитого журнала «Желтая книга» и, несмотря на очень короткую жизнь (всего 25 лет), стал один из самых известных художников своего времени и главной фигурой эстетического движения конца века в Англии.
Работы автора тесно связаны с музыкальными произведениями и литературой. Будучи всесторонне одаренным человеком, Бёрдслей сочинял стихи и прозу. Эти произведения, которые он сам же иллюстрировал, отличаются глубиной, изысканностью и утонченным восприятием мира.
Ключевые идеи :
— Искусство художника отличает изящество, особая утонченность, гармоничность линии и большая оригинальность.
— Блестящий рисовальщик в стиле ар-нуво, Обри Бёрдслей наиболее известен своими черно-белыми иллюстрациями, которые выражают эстетику английского декаданса. Его графика к «Смерти Артура», «Саломее», «Похищению локона» и множество других работ, говорят о сильном интеллектуальном начале, всесторонней образованности автора и присущем ему остроумии.
— Многие произведения построены на основе гротеска, они носят карикатурный характер и высмеивают человеческие пороки. «Пороки ужасны, и это должно быть изображено», — считал художник.
— Работы Бёрдслея выполнены в упрощенной, стилизованной манере. Чаще всего художник работал большими пятнами черных и белых плоскостей, отдавая главную роль линии и насыщая мелкими деталями только небольшие участки рисунка. В более поздних произведениях, таких, как иллюстрации к книге «Вольпоне», Бёрдслей использовал плотную штриховку, придавая предметам объем, а рисунку — глубину.
— Довольно откровенное эротичное искусство Бёрдслея неоднозначно воспринималось современниками, но художник никогда не боялся критики, и не подстраивался под изменчивые желания публики. Обри Винсент творил в собственном стиле, создавая уникальные памятники иллюстрации и дизайна, которые получили огромное количество почитателей и последователей по всему миру.
1872
1879
1887
1891
1893 - 1894
1895
1896 - 1897
1898
1898
Обри Винсент Бердслей родился 21 августа 1872 года в Брайтоне, графство Суссекс, Англия.
В юном возрасте он заразился туберкулезом, часто не мог встать с постели. Воздействие болезни было тягостным, о чем свидетельствует «Автопортрет в постели», созданный в 1894 г. — изображен ребенок, почти поглощенный огромной кроватью.
В гимназии Обри прославился тем, что рисовал удачные, но не очень добрые карикатуры на своих учителей. В журнале «Прошлое и настоящее» была опубликована серия картинок под названием «Анализ юбилейного крикетного матча» и первое стихотворение «The Valiant». Это был творческий дебют поэта и художника, который имел успех.
Сопровождая сестру в мастерскую художника и иллюстратора сэра Эдварда Бёрн-Джонса, Обри решился показать мэтру свои рисунки. Глубоко впечатленный очевидным талантом Обри, Берн-Джонс рекомендовал юноше поступать в Вестминстерскую художественную школу. Художник Фредерик Браун стал педагогом Бёрдсли в этом заведении. В свободное от занятий время молодой художник копирует произведения известных мастеров в лондонских музеях и галереях.
Работал над иллюстрациями для журналов, часть которых издавалась под его руководством («Желтая книга», «Савой»). Также создавал по предложению от издателя Джозефа Дента иллюстрации к «Смерти Артура» Т. Мэлори. Вскоре вышла в свет пьеса «Саломея» О. Уайльда, украшенная иллюстрациями Бёрдсли. Эти работы принесли популярность художнику.
Покинул редакцию журнала «Желтая книга». Это было связано со скандалом вокруг О.Уайльда, а также эротическими рисунками к «Правдивой истории” Лукиана. Сексуальная ориентация Бёрдсли неясна, но посыпались лихорадочные публичные спекуляции, обвинения в гомосексуализме, трансвестизме и даже кровосмешении с сестрой. Этому способствовал франтовской вид художника, любившего прекрасные перчатки, лакированую кожу и самые модные костюмы. Отношения с Уайльдом, хотя и укрепили вначале его карьеру, стоили Бёрдслею его должности художественного редактора «Желтой книги» — важного декадентского журнала.
Удостоился высокой оценки со стороны мэтра Джеймса Эббота Уистлера — англо-американский художника. Однако его остроумные иллюстрации к «Лисистрате» и сатирам Ювенала были признаны обществом слишком эротичными. Художник работал над иллюстрациями к рассказам Эдгара По, к «Похищению локона» А. Пуопа, к «Сценам из парижской жизни» О. Бальзака, «Вольпоне» Б. Джонсона; в связи с катастрофически ухудшавшимся здоровьем художник покинул Англию, избрав местом жительства Французскую Ривьеру.
Продолжая многое планировать и упорно работать, художник писал прощальные письма, умоляя своего издателя уничтожить все его рисунки, имевшие слишком откровенное содержание. Но рисунки модерниста так и не были уничтожены.
Умер художник 16 марта 1898 года в Ментоне, Франция.
течение
Модерн
друзья
Марк Андре Раффалович
художники
Андреа Мантенья
Альбрехт Дюрер
Микеланджело
Сандро Боттичелли
Пюви де Шаванн
Эдвард Коли Бёрн-Джонс
течение
Кубизм
Абстракционизм
друзья
Марк Андре Раффалович
художники
Всеволод Максимович
Василий Кандинский
Пабло Пикассо
Чарльз Ренни Макинтош
Густав Климт
Коломан Мозер
Константин Сомов
Сергей Маковский
Николай Евреинов
Георг Гросс