Греческий художник, сценограф, иллюстратор, а также знаменитый поэт, чьи произведения переведены на все европейские языки и постоянно переиздаются. Один из основных и самых последовательных представителей греческого поколения 30-х, а также ведущий мастер сюрреалистического движения своей страны.
Выросший на Плаке под Акрополем, художник жил в Константинополе и в Париже, где знакомился с произведениями искусства и литературными традициями. Образование получил в афинской высшей школе Изящных Искусств и позже много сил отдал преподавательской работе в знаменитом Политехническом институте Афин и реставрационным мероприятиям в послевоенное время.
Никоса Энгонопулоса справедливо называли Мастером красок и стихов, он был в 1966 году награждён престижным орденом Георга I за достижения в области изобразительного искусства, а в 1971 — Орденом Феникса за литературные труды. Дважды ему присуждалась Первая Государственная премия Греции в области культуры.
Творчество Н. Энгонопулоса как яркого представителя раннего сюрреализма отмечено многочисленными персональными вернисажами и участием во всех значительных Всегреческих выставках, в том числе в архитектурных и театральных. За рубежом работы демонстрировались в Нью-Йорке и Риме, Венеции и Ванкувере, в Оттава и др. городах мира.
Особое место в творчестве Никоса Энгонопулоса на протяжении всей творческой карьеры занимало оформление книг, роспись церквей, разработка костюмов и проектирование декораций для театральных постановок разных культурных центров страны.
Ключевые идеи:
— О своем творчестве Никос Энгонопулос говорил: «К сюрреализму я не присоединялся никогда — он был внутри меня, как и страсть к живописи, с момента рождения».
— Под влиянием метафизического мира Де Кирико и трансцендентности византийского искусства художник пытался выразить универсальность эллинизма через собственное видение образов античности.
— Мастер успешно визуализировал функции бессознательного через фантастические образы – в точности по определению Андре Бретона, охарактеризовавшего сюрреализм как «психическую автоматизацию самовыражения».
— В работах греческого художника, помимо сюрреалистического стиля, есть много элементов и сюжетов из древнегреческого и византийского искусства. Они узнаваемы (например, Гермес), несмотря на то, что чаще всего изображены без черт лица и в фрагментированном виде.
— Обычно сюжет у Н. Эгонопулоса разворачивается в поэтической театрализованной обстановке в соответствующих декорациях, которые содержат предметы-символы.
— Энгонопулос в своем творческом процессе был чрезвычайно тщателен и абсолютно точен. Интервьюеру он рассказывал, что сначала делает маленькие рисунки, чтобы уловить композицию в ее будущей окончательной форме. Мастер пояснил: «В какой-то момент жизни в моем сознании создаются образы, я пытаюсь передать их на холст. При этом формы и цвета варьируются в сознании бесконечно, и поэтому складываются в окончательный вариант медленно».
— В современном греческом искусстве Никос с его редким разносторонним образованием и глубоко постигнутой национальной этикой дал, по выражению критика, «самые честные духовные формы искусства Греции в 20 столетии».