Николай Сапунов - картины и биография -SKETCHLINE

назад

1880 - 1912

Николай Сапунов

описание

Русский живописец и театральный художник, график и декоратор, яркий и самобытный представитель символизма и новатор в области сценографии. Живописец был одним из самых значительных в кругу «Голубой розы», участвовал во всех выставках группы. Именно он стал автором той самой эмблемы – розы локально голубого цвета на обложке каталога выставки группы. Работал в жанрах натюрморта и пейзажа, создавал декоративные панно и жанровые картин, а также картины на темы постановок театра. Произведения Сапунова, в том числе эскизы к декорациям, составляют коллекции лучших музеев и галерей России.

Ключевые идеи:

— Создатель рисунка «Голубая роза» — знака символистского направления в русском искусстве — начинал как импрессионист. В ранних работах предстает живописцем «жаждущего красоты поколения» (выражение С. Дягилева). Очень быстро от минорных «левитанистых» он переходит к «коровинским» мажорным мотивам. Его искусство с самого начала демонстрирует выдающийся талант колориста, который буквально живет цветом.

— Одновременно в творчестве формируются черты, присущие эстетике символизма – пластика и тематика все более направляются на выражение категорий нематериальных. Выражая эмоции и настроения, Н. Сапунов ориентируется на музыку, и на первой (саратовской) выставке русских символистов «Алая Роза» из восьми его произведений пять были с музыкальными названиями – в частности, «Ноктюрн»», «как указывалось в каталоге, был создан на музыку Чайковского.

— С годами главным в его живописи становится образ «мира-театра», и он разрабатывает особый жанр «картины о спектакле». Живописное действо обнажает иллюзорность искусства, словно это пестрая и хрупкая оболочка жизненного хаоса. Покровитель, а по большей части и вдохновитель «голуборозовской» молодежи Валерий Брюсов их мироощущение выразил словами: ”Мы обращаем взор внутрь… искусство находится в глубинах чувств, в духе”.

— Из царства цветов Н. Сапунов предпочитает изображать экзотические, оранжерейные, — такие, что помогают во всю силу использовать необузданный колористический дар. При этом в художественной манере живописец умело соединяет импрессионистическую импульсивность быстрых мазков с мистическим отношением к свету и цвету, который характерен для символизма.




Николай Сапунов

Они повлияли

течение

Импрессионизм

Символизм

друзья

Павел Кузнецов

Мартирос Сарьян

Петр Уткин

художники

Исаак Левитан

Константин Коровин

Михаил Врубель

Виктор Борисов-Мусатов

Он повлиял

течение

Символизм

друзья

Сергей Судейкин

Николай Крымов

художники

Максимилиан Волошин

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1912

описание

Местонахождение: частная коллекция.

1910 - 1911

описание

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1912

описание

Материалы: темпера, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1908

описание

Материалы: уголь, золото, картон. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1907

описание

Материалы: темпера, картон. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1900

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1900

описание

Материалы: гуашь, чернила, карандаш. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1908

описание

Материалы: бронза, серебро, золото, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1907