Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге.
1874 - 1947
Русский художник и сценограф, философ, педагог и писатель.
Родился в семье известного петербуржского нотариуса Константина Фёдоровича Рериха. В детстве занимался у рисовальщика и скульптора М. Микешина.
Рерих как видный общественный деятель был главой объединения «Мир искусства», основателем международных движений «Мир через культуру», «Знамя Мира», Нью-Йоркского института объединённых искусств, американского Международного центра «Corona Mundi», автором-инициатором Пакта Рериха. Общий список организаций, где состоял Рерих, насчитывает ок. 60 пунктов.
Кисти Рериха принадлежат ок. 7000 картин, систематизированных по циклам и сериям (древнерусская, монгольская и тибетская, гималайская и др.), находящихся в главных музеях, известных галереях мира. Художник удостаивался престижных наград не только в России, а и в Югославии, Франции, Швеции. Одно из старейших художественных учебных заведений в Санкт-Петербурге — училище имени Н.К. Рериха.
В мире открыты и действует более десятка музеев Николая Рериха. Активным является рериховское движение «Агни Йога» (Живая этика).
Ключевые идеи:
— Идеи художника формировались соответственно его практике (изучение древней истории, участие в раскопках) и врожденного тяготения к природе. Н. Рерих стремился выразить в картинах концепцию «самобытной былой природы» в свете исторического прошлого. Ему были близки идеи Руссо, он живо откликался на призывы Л. Толстого к «опрощению».
— Рерих был чаще всего сочинителем исторического пейзажа и сюжетных произведений, связанных с мифологией. Убедительности мастер достигал сочетанием пантеистического мироощущения с научной достоверностью. Все пейзажи отражали его внутренние переживания, его поиски ответов о будущем в прошлом, его восприятие явлений и образов как знаков природы, явных или скрытых знамений.
— Художник, стремясь к выразительности, меняет фактуру мазка, находит монументально-декоративное решение для картин. Подсмотрев в живописи Дж. Сегантини (Италия), что можно срезать пастозный густой мазок мастихином, Рерих получил желаемую плотную эмалевую поверхность.
— В поисках собственной манеры он то обращался к контрастной декоративности, то к тональной масляной живописи, то к возможностям темперы. По словам Рериха, первые картины, «написаны толсто-претолсто», а темпера пленила «воздушностью и звучностью тонов». Переход к темпере был важным, поскольку он искал тонкие качества цвета, уводящие от материальной плотности мазка.
— Живопись Н. Рериха сопряжена с музыкальными впечатлениями. Ассоциативная параллель между звуком и цветом замечена давно. Рерих, обладавший цветовым звукосозерцанием, исключительно точно использовал эту гармонию.
— Всюду, где проходил путь художника, он сопровождался объединявшимися в большие серии полотнами. Самая грандиозная – Гималайская, ведь мастер писал горы с первой встречи с ними и до конца жизни. Гималаи, то освещенные солнцем, то укутанные в облака, то покрытые снегом или погруженные в синеву ночи, — апофеоз всего его творчества, мощная симфония цвета, созданная наивысшим напряжением духа мастера.
1874
1893
1897
1902
1903 - 1904
1905 - 1907
1909 - 1914
1918 - 1919
1923
1932
1934 - 1935
1947
Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге.
Поступил одновременно в Императорскую Академию Художеств и в Петербургский университет на юридический факультет. Параллельно посещал студию-мастерскую Куинджи.
Окончил Академию; дипломная картина «Гонец» была приобретена П. Третьяковым; по совету критика В. Стасова посетил Л. Толстого; работал помощником редактора журнала «Мир искусства», был помощником директора Музея ОПХ.
В Париже он работал в студиях-мастерских де Шаванна и Кормона; по рекомендации В. Серова картину «Город строят» приобрела Третьяковка.
Вместе с женой Еленой путешествовал по России, изучая древнерусскую культуру и создавая серию полотен; вошел в «Союз русских художников». Реализовал на практике проект возрождения древнерусских традиций, народных промыслов; в Санкт-Петербурге прошла персональная выставка ок. 200 работ. В США на Всемирной выставке был отмечен серебряной медалью.
Зарубежная экспозиция была организована в Праге, после чего картины экспонировались в Вене, Милане, Берлине и др. Стал директором Школы ОПХ, где служил до 1917 г., расширил территорию, открыв новые отделения и мастерские, создал музей. Сотрудничал с журналом «Старые годы». Подготовил 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы под Киевом, а также иконостас для пермской церкви Казанской Божией Матери.
Стал действительным членом Петербургской АХ, возглавил «Мир искусства». Создал эскизы мозаик для Троицкого собора тернопольской Почаевской лавры. Был соредактором многотомной «Истории русского искусства»; стал соавтором и редактором издания «Русская икона».
С оглушительным успехом провел персональные выставки в Мальмё, Стокгольме, Копенгагене. Был избран в члены Художественного общества Финляндии. Стал кавалером шведского королевского ордена «Полярной Звезды».
Руководил Центрально-Азиатской экспедицией, шедшей через Горный Алтай. В Нью-Йорке официально открыт первый музей Рериха — единственный в Америке музей, посвященный одному художнику.
Выставка в Бенаресе (Индия). В разных городах этой страны до 1947 г. прошло 18 выставок.
Начало Маньчжурской экспедиции, отразившейся в серии картин. Переехал в Индию.
Умер 13 декабря 1947 г. в Наггаре, Химачал-Прадеш, Индия.
течение
Символизм
Импрессионизм
друзья
Илья Репин
Александр Бенуа
Лев Бакст
Игорь Грабарь
художники
Пюви де Шаванн
Архип Куинджи
Фернан Кормон
течение
Футуризм
друзья
Валентин Серов
Кузьма Петров-Водкин
Борис Кустодиев
Анна Остроумова-Лебедева
Зинаида Серебрякова
Иван Билибин
Мстислав Добужинский
Владимир Щуко
художники
Давид Бурлюк