Николай Крымов - SKETCHLINE

назад

1884 - 1958

Николай Крымов

описание

Русский живописец и график, мастер сценографии, педагог, участник художественных объединений символистов «Голубая роза», «Венок», группы «Маковец». Был членом Союза русских художников. Удостоен звания Народного художника России, член-корреспондент Академии Художеств СССР.

Ключевые идеи:

— В ранний период творчества Крымов испытал влияние различных модных на то время художественных течений, и это отразилось на формировании творческого кредо. Первые картины, появлявшиеся на выставках, были декоративно-обобщенными композициями. Отличаясь условностью, произведения выполнялись как стилизации в духе примитива, или гобелена, или народного лубка. Некоторые – в стиле классицистического пейзажа, «сочиненного» художником без опоры на натуру («Ветреный день», «Желтый сарай»). В них присутствует наивность и романтический налет идиллии – то, что характерно для символизма.

— Игра освещенных и затененных поверхностей заставляет думать о свете и солнце как о том, что поддерживает и обеспечивает жизнь на Земле. Крымов намеренно соединяет в одном сюжете большое и малое, великое и повседневное, придает гармоничную ясность, чтобы подчеркнуть существенность и быта, и бытия.

— Войдя в пейзажную живопись как горожанин, Крымов показал, что умеет увидеть природу посреди сплошных домов и крыш, «расслышать» ее тайную жизнь среди суеты и шума города. Показательно, что осматривая выставку ученических работ, преподаватель училища Аполлинарий Васнецов так заинтересовался крымовским этюдом «Крыши под снегом», что купил эту работу, которая вскоре была приобретена Третьяковской галереей. Молодому живописцу удалось продемонстрировать прием, который станет его стилем. Это абсолютная композиционная «случайность» пейзажа, которая напоминает кинематографический кадр. И это мягкость цветовых решений, которая похожа на сменяющиеся «картинки» воображения или сна.

— Культ мечты и красоты, часто – с поэтизацией прошлого, а также увлечение театром и работой на страницах множества художественных журналов и альманахов нового типа не обминали Крымова. В качестве графика-оформителя, в частности, журнала «Золотое руно», Крымов создает произведения, напоминающие скорее гобелены, чем картины. Натурные впечатления претворялись в красочно-зыбкое марево.

— В более поздних крымовских пейзажах превалирует стремление к реалистической манере.

Николай Крымов

Они повлияли

течение

Символизм

Реализм

Импрессионизм

друзья

Александр Терентьевич Матвеев

Николай Николаевич Сапунов

Георгий Богданович Якулов

Алексей Рыбаков

художники

Николай Алексеевич Касаткин

Исаак Левитан

Альфред Сислей

Леонид Пастернак

Он повлиял

течение

Символизм

друзья

Валентин Серов

Павел Варфоломеевич Кузнецов

художники

Михаил Павлович Иванов-Радкевич

Юрий Петрович Кугач

Фёдор Павлович Решетников

Николай Константинович Соломин