Украинский художник еврейского происхождения, продолжительное вемя живший и работавший в России. Был мастером портрета, графиком-иллюстратором, скульптором и театральным художником. Крупный художник-авангардист, стоявший у истоков русского кубизма, член таких значимых творческих группировок, как «Мир искусства», «Союз молодежи», один из основателей «Еврейского общества поощрения художеств». Был удостоен в 1968 году звания заслуженного художника России.
Ключевые идеи:
— Как и другие авангардные художники, Н. Альтман считал, что традиционные приемы станковой живописи в его эпоху должны заменять новые формы, которые отвечали бы современному содержанию. Он искал такие формы в самых разных направлениях и течениях, маневрируя от хорошо усвоенного реализма до кубизма и беспредметного символизма.
— Произведения раннего периода творчества, написанные под влиянием кубизма, — эффектны по композиции, отточены по рисунку, безупречны по колористике. Подлинную сенсацию в 1915 г. вызвала самая известная портретная работа художника – изображение А. Ахматовой в кубистской манере. Натан написал поэта и женщину футуристической эпохи, использовав урбанистический ритм. Этот типично светский и одновременно авангардистский портрет наиболее точно характеризует умение художника настолько органично смешивать стили, что эстетическая оправданность метода не вызывает никакого сомнения.
— Художник искал «свое искусство»; в его творчестве проблемы цвета постепенно сменились проблемами объема. Его интересовала сама конструкция вещей, и он уделил внимание скульптуре, строя бюсты («Голова молодого еврея») на членении объема примерно таком же, как это делал в живописи. К тому же в своих очень выразительных скульптурах автор соединяет такие разные пластические материалы, как бронза, кованная медь, дерево.
— Экспериментируя с материалами и техниками, Альтман следовал духу времени: то заменял холст на доски, то краску — мастикой или кусками бумаги, перемешивал краску с гипсом и даже землей. Ему интересны также эксперименты с фактурой, сочетанием элементов различных видов искусства в одной работе. Так были созданы масштабные панно, где абстрактные плоскости, свойственные супрематизму, сочетались с плакатными надписями.
— Натан Альтман вошел, подобно М. Шагалу, в число видных культурных деятелей «еврейского ренессанса», проявив интерес к новому воплощению мотивов и символов иудейского фольклора. Графические циклы «Еврейская графика», «Картинки Натана Альтмана» построены на анималистических полуфантастических мотивах с использованием оригинальных шрифтов и орнаментов.
— Композиции геральдичные, замкнутые и симметричные — так возникала манера графики присущая только Альтману. Выполненные им обложки, плакаты, марки являют заключенную в них информацию через графические символы. Элементы кубизма, поначалу в них активно присутствующие, вытесняются конструктивизмом не только как более современным стилем, но и как дающим возможность выстроить оригинальную схему-символ. Альтман верен себе – неожиданно, но гармонично располагал, к примеру, реалистически нарисованного голубя с условным изображением других информационных элементов в «Истории моей голубятни».
— Альтман-сценограф очень разнообразен, видит оформление постановки после собственного «прочтения» пьесы и порой декораций как таковых на сцене нет, а появляются конструкции различных геометрических форм, обозначающих архитектуру или интерьер.
— В последние годы творчество Натана Исаевича «мемуарно» – он выполнял варианты, вольные копии своих работ, делал композиции из мотивов оформленных ранее пьес.