Михаил Васильевич Матюшин - SKETCHLINE

назад

1861 - 1934

Михаил Васильевич Матюшин

описание

Русский художник, теоретик искусства, а также музыкант и композитор, написавший футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Михаил Матюшин, как один из ярких лидеров русского авангарда, активно развивавшегося в первой половине 20 столетия, изучал взаимосвязь цвета и форм. Результатом исследований и сделанных выводов стал уникальный справочник «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний», переиздаваемый и в настоящее время. Трактат дополнялся таблицами, впервые в изобразительном искусстве представлявшими цветовую гармонизацию. В ее основе лежит открытый Матюшиным и его сподвижниками принцип сцепляющего цвета.

Художник, тесно друживший с футуристическими группировками, вместе с женой художницей и поэтом Е. Гуро организовал издательство «Журавль», благодаря которому увидели свет книги Крученых, Бурлюка, Хлебникова, Маяковского и другие.

Интенсивная научно-исследовательская работа автора теории «расширенного смотрения» неразрывно связывалась с педагогической практикой – у М. Матюшина в мастерской пространственного реализма, в группе «Зоревед», а позже — в петроградском отделе органической культуры Государственного художественного института было много учеников и последователей.

В Санкт-Петербурге в доме Матюшина и Гуро работает Музей петербургского авангарда, который имеет богатейшую постоянную экспозицию, включающую работы Павла Филонова, Казимира Малевича, Владимира Татлина. Часть творческого наследия Михаила Матюшина хранится в Русском музее и Третьяковской галерее, в Московском музее Органической культуры, в музее г. Амстердама.

Ключевые идеи:

— М. Матюшин прошёл через модернизм в авангард, но его искусство не было так революционно, как у других представителей направления. Особо отметив для себя полотна Дж. Сегантини и Э. Мане за исключительную выразительность света и движения, он стал разрабатывать и экспериментальным путем доказывать возможность расширять границы восприятия мира.

— Художник, развивая идею «расширенного смотрения» (она возникла под впечатлением от теории «четвёртого измерения» теософа и математика П. Успенского), продвигал практические задачи, отмечая в трудах: «это был конец плоскостному наблюдению, уход от периферического изображения».

— Другая важная составляющая теории — учение о взаимодействующих цветах, которые создают ощущение гармонии у зрителя. В главном труде и в таблицах теоретик обосновал, что основной цвет воссоздает в нейтральном пространстве вокруг себя второй контрастный, а вместе они рождают еще и дополнительный третий цвет.

— Свою живопись Матюшин назвал новым пространственным реализмом, идущим по пути преодоления раздробленности с целью ухватить форму и цвет как нечто целое, передать бесконечность и всю полноту пространства, показать единое сосуществование среды и предметов в нем без подробностей.

— Из дневниковых записей мастера ясно, что он упражнялся, ища четвёртое пространство, приучаясь «видеть всё кругом». Анализируя историю искусства, Михаил приходил к убеждению, что в ее ходе угол зрения у живописцев расширялся. К примеру, кубизм (Матюшин предпочитал называть метод «кристаллизацией») «изламывает плоскости и показывает невидимые стороны предметов, чтобы выявлять творческую силу, стремящуюся к движению во всех направлениях».

Михаил Васильевич Матюшин

Они повлияли

течение

Кубизм

Футуризм

Супрематизм

Абстрактное искусство

друзья

Давид Бурлюк

Казимир Малевич

художники

Джованни Сегантини

Жан Метценже

Альбер Глез

Эдуард Мане

Он повлиял

течение

Абстрактное искусство

друзья

Елена Генриховна Гуро

Павел Филонов

художники

Борис Владимирович Эндер

Владимир Васильевич Стерлигов

Николай Иванович Кульбин

Николай Иванович Костров

описание

Материалы: бумага, гуашь. Местонахождение: находится в Музее органической культуры, Коломна (Россия).

1924

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург (Россия).

1920 - 1921

описание

Материалы: бумага, гуашь. Местонахождение: находится в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург (Россия).

1921

описание

Материалы: бумага, акварель. Местонахождение: находится в Областном художественном музее им. Васнецовых, Киров (Россия).

1920

описание

Материалы: бумага, акварель. Местонахождение: находится в Музее органической культуры, Коломна (Россия).

1919 - 1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1919

описание

Материалы: бумага, акварель. Местонахождение: находится в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург (Россия).

1918

описание

Материалы: бумага, темпера. Местонахождение: находится в частном собрании С. И. Григорьянца, Москва (Россия).

1918

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее петербургского авангарда (Россия).

1917

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее петербургского авангарда (Россия).

1910