Украинский российского происхождения художник, мастер офорта и линогравюры.
Кроме педагогической деятельности, занимался изданием журнала «Аргонавты» — был художественным редактором и автором статей-исследований по истории искусства символизма. До 1968 года о художнике мало знали, пока картины не были подарены сыном мастера художественному музею Днепропетровска. Сейчас он признан (в одном ряду с Ю. Михайловым) по-настоящему последовательным символистом в истории украинского изобразительного искусства. Работы часто выставляются в Национальном художественном музее Украины и экспонируются в «Мистецком Арсенале» — популярном культурно-художественном комплексе в Киеве.
Ключевые идеи:
— Михаил Сапожников создавал драматически напряженную среду соотношением двойственной символистской структуры, встраивая композицию на реальности и на вычурности образов, явлений действительности одновременно. Он был убежден: восприятие символических произведений «должно быть только активным», так что толковать их зритель может в зависимости от своего общего культурного уровня и собственных убеждений.
— Создавая картины-притчи, он свободно использует образы античности, христианской и языческой мифологий. И спустя почти век его полотна читаются как пророчества о настоящем, ведь сила символа — это его неисчерпаемая глубина и демократизм.
— Михаил Иванович обоснованно утверждал, что «под символический образ зритель подставляет бесконечное число индивидуальных и групповых, национальных и других значений, получая свои отдельные решения». Но в любом случае смысл жизни, как тема для творцов вечная, Сапожниковым раскрывается через мистический дух, как в полотне «Спит человек» или в цикле «Путь жизни». Этот двухъярусный цикл из девяти частей представлен как композиция, изображающая жизнь на земле, где горит горизонт, и существование под землей, где обитают одинаковые тени-призраки.
— Полотна из символических серий мастер выполнил в промозгло-сырой гамме: словно из мглы проявляются сине-голубые и зеленовато-серые контурные очертания то горных и морских панорам, то равнин и лесов, которые населены загадочными существами. Они по стилистике стоят близко к монументальным раскрашиваниям.
— Масштабный и блестяще реализованный замысел Сапожникова — 24 картины двух серий — посвящен революционным и военным событиям. Вместе они представляют философское размышление о судьбе родины и даже всего человечества. Однако если первая серия еще трактует с некоторую положительность перемен и в них присутствует условная надежда на лучшее, то вторые 12 картин проникнуты неверием и осуждением действительности.
— Для глубоко верующего Сапожникова основа понимания бытия – Библия, и он сопроводил каждое изображение цитатой из Ветхого или Нового Завета. А главным из «ключей» к восприятию становится придуманное Сапожниковым название для Петербургской выставки — «Отражение революции в зеркале вечности — символизме».
— Работавший в разных жанрах изобразительного искусства М. Сапожников создал немало пейзажей, жанровых картин, живописных портретов, среди которых особо выделяется «Портрет Веры Холодной». Сложные пластические задачи художник стремился решать и в многочисленных графических произведениях — линогравюре, офорте, плакате.