Российский живописец и график, книжный иллюстратор, художник кино. Михаил Цыбасов был среди последователей Павла Филонова, составляющих ядро группы «Мастера аналитического искусства» и оставался верным своему учителю до конца, несмотря на гонения, которым он подвергался со стороны советской власти.
В своем творчестве художник неукоснительно следовал основным принципам системы аналитического искусства. Трудолюбивый и целеустремленный Цыбасов мастерски исполнял все, за что ни брался. Его упорная работа и профессионализм позволили ему блестяще освоить «принцип сделанности», основополагающий для художников аналитического искусства.
Михаил Цыбасов принимал активное участие в коллективном труде учеников Филонова по оформлению костюмов и декораций к постановке «Ревизора», благодаря которой творчество группы приобрело широкую известность. В 1931 году он стал одним из главных разработчиков иллюстраций финского этнического эпоса «Калевала», вложив в это издание немало сил и энергии. Восемь больших иллюстраций к поэме стали одними из лучших графических работ художника и во многом сформировали его графический стиль, определив тематику и манеру его последующего творчества.
В последние годы жизни художник сосредоточился в основном на портретах, где в полной мере выразил свое светлое и позитивное отношение к людям и жизни.
Ключевые идеи:
— Художник был верным последователем школы Филонова, признавая ее «единственной настоящей школой искусства». Аналитический метод своего учителя он переработал в соответствии с собственным художественным видением и пристрастиями. В отличие от Филонова, анализ объекта не был самоцелью для Цыбасова. Художник лишь стремился с его помощью достичь максимальной художественной выразительности своих работ, сделать их реальными и по-настоящему «живыми».
— Отличительной чертой творческого метода Цыбасова является его внимание к мелочам,
тщательное обдумывание и проработка всех деталей произведения. В соответствии с «принципом сделанности», художник использовал точку как мельчайшую живописную единицу, покрывающую каждый миллиметр бумаги или холста. Благодаря этому Цыбасов добивался потрясающего единства формы и содержания в своих работах.
— Современники художника всегда отмечали его позитивное отношение к миру, искренность и открытость. Эти черты характера нашли свое отражение и в творчестве Михаила Цымбасова, которое передает радостное мироощущение, преклонение перед совершенством природы и неподдельный интерес к народной жизни.
— Параллельно с работой над иллюстрациями и заказами в монументальной живописи, Цыбасов писал многочисленные портреты. Чаще всего героями картин выступали близкие художника или он сам.
— За свою долгую творческую карьеру он создал не менее двенадцати автопортретов, а также изображения своих друзей и их семей. В каждом портрете кисти Цыбасова заметна его искренняя заинтересованность внутренним миром человека, его надеждами и стремлениями. Большинство портретов выполнено в стиле, близком к реализму.