Родился художник 8 февраля 1891 года в Тверской губернии (Бежецкий уезд, с. Чижово).
1891 - 1917
Русский художник, талантливый живописец и график, один из ведущих практиков и теоретиков художественного авангарда, в частности, участник группы «Ослиный хвост», создатель группы футуристов «Бескровное убийство», выпускавшей одноименный журнал.
Родился в семье земского врача, обрусевшего француза Василия Ле-Дантю, вскоре погибшего при борьбе с эпидемией холеры. Унаследовавший от родителей художественный талант, Михаил начал рисовать в возрасте 3-4 лет.
В поисках техники для «новых фресок» художник выполнял росписи кабаре, кинематографа (не сохранились, но упоминаются друзьями и историками искусства). Как великолепный график, выполнял рисунки для журнала «Бескровное убийство», в частности, известен «Тройной автопортрет в военной форме» (1915 г.)
Ле-Дантю — первооткрыватель творчества Н. Пиросманишвили и первый коллекционер его картин.
Ключевые идеи:
Будучи коллегой Михаила Ларионова, Ле Дантю стремился к экспериментаторским техникам. Из немногих сохранившихся работ короткой творческой карьеры ряд произведений демонстрирует, как художник выстраивает световые лучи, словно они прорываются через дробящиеся грани стекла. Формы показательно архаизированы, как, к примеру, в «Портрете Фаббри», по-примитивистски грубоваты, по-особому выразительны.
Порывая с петербургской Академией художеств, с новыми московскими друзьями, Михаил выступает с невиданными ранее, близкими по стилистике к фольклорному искусству полотнами. Его картины не так варварски-ярки, как произведения Ларионова, А. Шевченко или Гончаровой — он обращается преимущественно к оттенками синего, коричневого или зеленовато-серого цветов.
— Фигуры персонажей, особенно – героев грузинского цикла — монументальны и декоративны. Обычно они фронтально развернутые и плоскостные, с ритмом линий, близким к орнаментальным, словно предназначаются для стены. В целом поиски монументального большого стиля определяют всю краткую жизнь Михаила Ле-Дантю.
— Молодого, но уже зрелого художника привлекает задача воплощения времени как философской категории на двухмерной плоскости полотна, он вводит «четвертое измерение» в свою живопись, что подчеркивает близость к опытам футуристов. В картине «Поворот автомобиля» быстрота и динамика технического чуда начала века нашло выражение в разлетающейся «центростремительной» композиции, ритм которой создает осязательность виража на большой скорости.
— Михаил Ле Дантю активно ратовал за упорное самообразование, а также аналитическое изучение истории культуры разных стран. Круг его собственных интересов был обширен: Восток, Запад и искусство Африки, народные ремесла своей страны, Украины и Грузии, новейшие эксперименты и течения в среде европейских живописцев.
1891
1908 - 1909
1910 - 1911
1912
1913
1914
1915
1916
1917
Родился художник 8 февраля 1891 года в Тверской губернии (Бежецкий уезд, с. Чижово).
Закончив Петербургское Третье реальное училище, брал уроки у художника Зейденберга, обучался в частных студиях Я.Ф. Ционглинского и М. Д. Бернштейна. Посещал Училище при Императорской Академии Художеств и поступил в Академию (не окончил). Сблизился с образовавшей «Союз молодежи» группой художников.
Экспонировал свои картины в двух выставках «Союза молодежи» в Петербурге. Участвуя в постановке драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» (1911), страстно увлёкся стихией национального русского лубка. Поступил в Николаевское кавалерийское училище, которое вскоре покинул, т.к. помыслами оставался в искусстве.
Оставив Академию художеств, переехал в Москву, где наряду с М. Ларионовым и Н. Гончаровой, С. Романовичем и А. Шевченко готовил эпатажную выставку «Ослиный хвост». Когда Ле-Дантю прибыл в Тифлис по приглашению К. Зданевича, произошло одно из главных событий творческой жизни художника: встреча в духане «Варяг» с наивными картинами Пиросмани. Активно искал и приобретал работы Нико, став первым профессиональным художником, оценившим по достоинству национального гения Грузии. За полгода пребывания в стране посетил Сурами, Боржоми, Цхинвали, фиксируя достопримечательности и образцы народного творчества, ремесел, архитектурных орнаментов.
Заканчивал начатый в Тифлисе ряд произведений грузинского цикла («Человек с лошадью», «Продавец мацони», «Буйволы», «Сазандар», «Счастливая Осетия», «Грузинская пляска» и др.), некоторые из которых были предоставлены на выставке «Мишень», организованной М. Ларионовым. Там же Ле-Дантю экспонировал приобретенные картины Н. Пиросманишвили («Девушка с кружкой пива», «Олень», «Натюрморт», «Портрет Ильи Зданевича»).
Участвовал в показе картин «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (Москва); стал вдохновителем и одним из основателей (вместе с О. Лешковой, Н. Лапшиным, В. Ермолаевой) литературно-художественной футуристической группы «Бескровное убийство», издававшей уникальный рукописный одноименный журнал.
Единственная персональная прижизненная официальная выставка произведений состоялась в Петрограде; неофициальная — на квартире В. Ермолаевой. Создал множество рисунков для разных выпусков журнала «Бескровное убийство» («Выпуск Островов Фиджи», «Дагестанский», «Ассиро-Вавилонский», «Албанский», «В тылу», «Эвакуационный» и др.) Художник был мобилизован. Несколько месяцев обучался военной службе во Владимирском пехотном училище, выпущен в офицерском чине прапорщика.
Отправлен на фронты Первой мировой войны. Сообщал в письме матери, что «должность очень забавная: начальник команды маскировщиков, обязанности близки с декоративным искусством». Ничего из «военного периода» — иконы для походной церкви, декорации перевозного театра, рисунки-наброски — не сохранилось.
Погиб художник 25 августа 1917 года в городе Проскурове (сейчас г. Хмельницкий, Украина).
течение
Кубизм
друзья
Михаил Ларионов
Наталья Гончарова
Александр Васильевич Шевченко
Сергей Михайлович Романо́вич
художники
Нико Пиросмани
Вера Михайловна Ермолаева
Александр Александрович Мурашко
Савелий Зайденберг
Ян Ционглинский
Михаил Бернштейн
Виктор Сергеевич Барт
Владимир Татлин
Жорж Брак
Пабло Пикассо
друзья
Морис Фаббрю
Владимир Татлин
художники
Николай Лапшин
Кирилл Зданевич
Морис Фаббри
Янко Алекси