Михаил Фёдорович Ларионов родился 3 июня 1881 года в Тирасполе (сейчас столица Молдовы, тогда — Херсонская губерния Российской империи).
1881 - 1964
Русский художник, декоратор, график, один из ярких и активных основоположников русского авангарда в нескольких его направлениях. Работал в стилях позднего импрессионизма и фовизма, примитивизма и футуризма, лучизма, сюрреализма.
Художник родился в семье военного фельдшера. Михаил с детства любил рисовать и часто возвращался в Тирасполь на летние этюды.
М. Ларионов – изобретатель и теоретик стиля «лучизм», признанного в истории мировой культуры и являвшегося предтечей и составной частью беспредметного искусства, но существовавшего в основном в России. Яркий организаторский талант проявился в организации известных группировок «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Как декоратор и создатель костюмов работал во многих постановках «Русских балетов» С. Дягилева.
В Париже Ларионов проявился как график и как выдающийся театральный художник. Его эскизы к декорациям и костюмам стали самостоятельными произведениями и вошли в коллекции музеев и частных собраний, как «Дама с веером».
Что бы не создавал Ларионов, его живое искусство обладает удивительной способностью не оставлять зрителя равнодушным.
Ключевые идеи:
Все искусство М. Ларионова пронизано духом эксперимента. А частая смена стилей в творчестве отражает весь динамизм прихода новаторских тенденций в Россию.
Ранний (до 1906) период – это целый ряд импрессионистических изысканных пейзажей и натюрмортов, которые органично развивали этот живописный стиль в русле традиций Левитана и Коровина. Среди поздних импрессионистов трудно назвать мастера более утонченного, чем Ларионов. Его тонкое чувство тональных градаций и колористический дар подкреплялись непосредственным живым впечатлением от натуры – художник проводил лето в Тирасполе, много писал на пленэре.
Пользуясь достижениями постимпрессионистов и фовистов, Михаил сосредотачивается на активной живописной поверхности, использует акценты-пятна, четкие линии и тот напор, который будет присущ экспрессионизму.
Переживая страстное увлечение наивным искусством, художник до предела упрощает формы, лишает композиции перспективы, как в «Солдате на коне». А вскоре после этого качественно-нового витка в развитии примитивизма начинает совсем разрушать привычные представления о формах объектов. После серии «Новый примитив» с ее ярко представленной предметностью, написана серия «Времена года», где художник вплотную подошел к тому упрощению и обобщению изображаемого, за которым логично последовал лучизм.
М. Ларионов почти полностью предметное начало «изживает», вытесняя, по его определению, «жизнью живописи» жизнь самой натуры. Его лучизм был как фигуративным, где четко прочитывался образ, так и абстрактным, как на обложке книги А. Крученых.
1881
1890
1902 - 1909
1910 - 1911
1912
1913 - 1914
1914 - 1917
1920 - 1930
1940 - 1950
1961 - 1962
1964
1980
Михаил Фёдорович Ларионов родился 3 июня 1881 года в Тирасполе (сейчас столица Молдовы, тогда — Херсонская губерния Российской империи).
Семья переехала в Москву, где Михаил закончил реальное училище Воскресенского, а затем обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1898). Педагогами были Левитан, Серов, Коровин. Познакомился с художницей Натальей Гончаровой, которая стала и единомышленницей в творчестве, и спутницей всей жизни (брак оформлен в 1955). Участвовал в выставках МУЖВЗ, Союза русских художников, «Мира искусства», «Золотого руна» и др., в нескольких биеннале в Венеции.
Познакомился с московскими частными коллекциями Щукина и Морозова, в частности, с французскими новыми живописцами и работал в стиле позднего импрессионизма. Участвовал по приглашению Дягилева в парижском Осеннем салоне (1906) и, подпав под фовизм и под наив, стал писать в примитивистской манере (цикл «Новый наив»). Выставил первое полотно в стиле лучизма «Стекло».
Стал инициатором и автором названия выставки «Бубновый валет», сохранив его и для группировки. Совместно с Гончаровой, Ле Дантю, братьями Зданевичами наметил новое направление поисков, отрицающее ориентацию на французскую живопись.
Стал организатором выставок творческой группы «Ослиный Хвост». Разработал собственную художественную концепцию, названную «лучизм». Она стала одним из первых образцов абстрактного искусства в разделе так называемого «беспредметного творчества». Формы изображаемого, по мнению новатора, образовывались благодаря отражениям лучей от объектов и в результате их пересечения.
Активно участвовал в организации выставки «Мишень», куда собирал творения наивистов, в т. ч. Пиросмани. Из снятого фильма «Драма в кабаре футуристов № 13» в сохранившемся кадре Михаил запечатлен с полуобнажённой Гончаровой на руках. Оформил балет «Золотой петушок» в Большом театре. Организовал экспозицию «№ 4. Футуристы, лучисты и примитив». По рекомендации Бенуа был приглашен Дягилевым в Париж, где в галерее П. Гийома успешно прошла персональная выставка.
С началом Первой мировой войны призван на военную службу, но вскоре в связи с ранением комиссовался и участвовал в выставках «Союза молодежи», «Трамвай В» (1915), «Синий всадник» в Мюнхене, постимпрессионистов в Лондоне. Поселившись в Париже, продолжил сотрудничество с Дягилевым в «Русских балетах», создавая к постановкам как костюмы, так и декорации: «Полуночное солнце» (1915), «Кикимора» (1916), «Русские сказки» (1917, совместно с Гончаровой). Из-за революции на родину больше не вернулся.
Выступил в качестве хореографа и оформлял балеты «Шут» (1921, совместно с Т. Славинским), «Лисица» (1922 и 1929); вернулся к фигуративной ранней манере живописи и камерному жанру (по большинству – натюрмортам). Сотрудничал с «Оперой-балетом Мишеля Бенуа» («Классическая симфония», 1931) и с парижским театром «Пигаль».
Развивал уже найденные идеи в живописи и графике без экспериментов. Живопись лишается искрометности, зато появляется изысканность, как в полотне «Девочка». Отчасти испытывал влияние сюрреализма.
Совет искусств Англии организовал в Лондоне масштабную выставку Ларионова и Гончаровой. Через год (уже после смерти супруги) не менее крупную ретроспективу посвятил супругам Музей современного искусства в Париже. Вскоре почти 80-летний Михаил зарегистрировал брак с А. К. Томилиной, которая 30 лет была фактически гражданской женой и стала наследницей. Она исполнила мечту художника: его, как и Гончаровой, картины должны быть на родине. Томилина передала в дар Третьяковке большинство работ в 1989 г.
Умер 10 мая 1964 г. в Фонтене-о-Роз, Париж, Франция.
В Москве состоялась персональная ретроспективная выставка художника.
течение
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Фовизм
Кубизм
друзья
Анри Матисс
Жорж Брак
Пабло Пикассо
Василий Кандинский
художники
Поль Сезанн
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Андре Дерен
Исаак Левитан
Валентин Серов
Константин Коровин
Нико Пиросмани
течение
Супрематизм
друзья
Всеволод Максимович
Наталья Гончарова
художники
Казимир Малевич
Марк Шагал
Михаил Ле-Дантю
Кирилл Зданевич
Сергей Романович
Билли Чайлдиш