3 сентября в Одессе, в семье подданного Греции и грека по национальности Андрея Игнатьевича Беркоса, служащего фирмы «Беллино-Фендер», родился сын, которого назвали Михаилом. Мать Марфа Ивановна происходила из русских дворян.
1861 - 1919
Украинский и российский художник-импрессионист греческого происхождения. Создавал картины маслом и акварелью преимущественно в жанре пейзажа. Приняв идеи и в определенной мере технику европейского импрессионизма, писал на темы украинской и русской природы, часто используя в композиции колоритную архитектуру и многофигурные сюжеты.
Ключевые идеи:
— На протяжении всего творческого пути основной темой искусства Беркоса становился украинский пейзаж, его особенности и особый характер растительности. Мастер любил изображать природу в моменты ее буйного цветения, созревания урожая. Поэтому «героем» его картины могла стать и голубовато-сизая капуста, а не только сирень или маки.
— Картины Михаила Андреевича отличаются завершенной продуманностью композиции, особой изысканностью и свежестью колорита. Плавный эмалевоподобный мазок, богатая цветными оттенками зелень и сочные цветы придают живописи подчеркнутую декоративность.
— Следуя принципам импрессионизма, Беркос демонстрирует в картинах следование постулату: «должны быть следы того, как она сделана». Для достижения такого эффекта мастер пользуется кругловатым, точечно-плотным мазком, создавая мерцающую, визуально дрожащую поверхность. При этом солнечный свет, даже если он рассеянный, просвечивает сквозь подмалевки световоздушным фоном.
— Одной из ключевых идей была легкая импровизационная манера в сочетании с общим впечатлением нарядности и динамичным движением в полотнах, где изображены фигуры. Пейзажист Беркос – признанный певец «усадебной» культуры, с большой достоверностью отражающий картины провинциальных украинских городов и селений в сопряжении с природой.
1861
1877
1878 - 1889
1890 - 1894
1894 - 1903
1900
1906 - 1908
1911
1912
1919
3 сентября в Одессе, в семье подданного Греции и грека по национальности Андрея Игнатьевича Беркоса, служащего фирмы «Беллино-Фендер», родился сын, которого назвали Михаилом. Мать Марфа Ивановна происходила из русских дворян.
Закончил обучение в Одесской школе рисования.
Учился в Санкт-Петербургской академии искусств, класс пейзажа под руководством М. Клодта и В. Орловского; получил звание классного художника 1-й степени. За годы обучения награждался малыми и большими серебряными медалями (1885), малой золотой медалью (1887), большой золотой медалью (1888).
Ежегодное участие в выставках Академии искусств. В качестве пенсионера Академии художеств отправился за границу, где испытал влияние искусства импрессионизма и, в частности, пленэрной живописи.
Переехал в Харьков; стал членом Товарищества южнорусских художников; был приглашен к участию во Всероссийской выставке художников (Нижний Новгород). Постоянно участвовал в выставках Санкт-Петербургского общества художников (затем еще в 1905, 1912, 1916-17 годах) и общества русских акварелистов.
Участвовал во Всемирной парижской выставке; стал членом Харьковского литературно-художественного кружка; преподавал в Харьковской школе рисования и живописи.
Был избран председателем Общества харьковских художников; в городском художественно-промышленном музее состоялись две его персональные выставки.
В Киеве успешно прошла совместная выставка картин М. Беркоса и С. Васильковского.
Стал первым директором художественного училища Харькова.
Заболел тифом, и 20 декабря художника не стало. Могила его затерялась.