Художник родился 22 сентября 1875 года в Друскениках (Ораны, Виленская губерния, Российская империя).
1875 - 1911
Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, заслуженно считается родоначальником профессиональной литовской музыки и выдающимся живописцем-авангардистом, далеко раздвинувшим своим разносторонним творчеством и активной гражданской деятельностью границы национальной и европейской культуры.
Родился в польскоговорящей семье вольного литовского крестьянина, работавшего органистом. Мать происходила из семьи евангелистов, в связи с гонениями от католической церкви эмигрировавших из Регенсбурга.
Микалоюс состоял в Виленском (Вильнюсском) художественном обществе и в Союзе русских художников (СРХ). Один из старейших (открыт в 1921 г.) и больших музеев Литвы в Каунасе назван именем М. Чюрлёниса, в нем находится большинство из сохранившихся картин.
Ключевые идеи :
— Отправной точкой М. Чюрлёниса для создания живописи служит, как удостоверяют его картины, реальность зримая. И уже от неё художник устремляется к тому, что прозревается автором (а вслед за ним и зрителем) то, что за пределами реальности, во что вложен символический смысл.
— Живописная обработка созерцаемых деталей строится по принципам, заимствованным из музыки. На ноты-краски, взятые от техники ар-нуво (модерна), как бы накладываются элементы символизма. А еще глубже «звучат» оттенки или декоративно-прикладного народного искусства, или цитаты из японской, или реминисценции из египетской, индийской культур. Такой уникальный авторский метод вышел из опыта синтеза таланта живописного и не меньшего — музыкального. Даже если бы автор не назвал цикл сонатами, ритмика линий, гармония цвета и света все равно вела бы к «Сонате солнца» и «Сонате весны», «Сонате моря» и «Сонате звёзд».
— Другое направление творчества — символически-обобщённые темы произведений, переносящих в мир мифологии и волшебства. В цикле «Сотворение мира» (1904-1906), в триптихе «Сказка» отражен и переосмыслен народный дух, история становления души.
— Космогонические и астральные мифы становятся той «зримостью», на которой строятся смыслы цикла «Знаки Зодиака» и таких картин, как «Жемайские кресты», «Покой». А это прежде всего соотношение пространства и времени, человеческого бытия и вечности. При этом пространство часто мыслится как нечто, поглотившее и продолжающее поглощать время и движение. Со временем в творчестве стало отчетливее проступать увлечение Востоком – появились цикл «Соната пирамид», полотно «Жертвенник» и др.
— Отдельно стоит сказать о картинах, ясно демонстрировавших всё более раскрывающееся ясновидение художника. До начала основных трагических событий (войн, революций и снова войн) живописец создает такие полотна, как «Тоска», триптих «Мой путь»(1907), «Летит чёрная беда» (1909). По словам Б. Лемана, «он слишком ясно видел и слишком много знал», и можно лишь угадывать тот «первоначальный ужас», который охватывал художника со сверхчувствительной душой.
1875
1889
1902
1904 - 1905
1906
1907
1908
1909
1910
1911
Художник родился 22 сентября 1875 года в Друскениках (Ораны, Виленская губерния, Российская империя).
Учился в Плунгянах в музыкальной школе князя М. Огинского до 1902 г. Продолжил образование в Варшавском музыкальном институте и в Лейпцигской консерватории.
Вернулся из Лейпцига в Варшаву, поступил в рисовальную школу Яна Каузика.
Вступил общество взаимопомощи, руководил хором. Продолжил художественное образование у К. Стабровского. В Варшаве впервые экспонировал свои работы; начал пропаганду «возрождения литовцев».
Произведения выставлялись в Санкт-Петербурге, в экспозиции учеников Варшавского художественного училища.
Вернулся на родину в связи с организацией в Вильнюсе первой выставки литовского изобразительного искусства, инициатором и участником которой был сам.
Был приглашен Сергеем Маковским на выставку в Санкт-Петербурге, проходившую при содействии М. Добужинского.
На выставке только что созданного объединения «Мира искусства» (Санкт-Петербург) экспонировалось 125 картин художника. Женился на писательнице Софии Кимантайте. Взялся за масштабную работу — занавес для общества «Рута» (труд не был одобрен, и это серьёзно повлияло на психическое здоровье его автора).
Направлен в Пустельники (варшавский пригород) в санаторий «Красный Двор» (польск. Czerwony Dwór, сейчас в черте города Марки).
Микалоюс Чюрлёнис ушел из жизни 10 апреля 1911 года в Пустельниках (близ Варшавы, тогда — Российская империя, сейчас город Марки, Польша).