Белорусский живописец, график, иллюстратор и сценограф еврейского происхождения, мастер прикладного и монументального искусства 20 столетия. Марк Шагал стал одним из самых узнаваемых на международном уровне творцов. Когда многие из его соратников-сверстников проводили амбициозные эксперименты, часто ведшие к абстракции, он свято верил в силу образного искусства, которое поддерживал своим творчеством.
Несмотря на воспринятые авангардистские идеи, он оставался романтиком. Родившись в Белоруссии, Шагал работал в России, во Франции, где сразу стал видной фигурой в «Эколь де Пари», позже — в Соединенных Штатах и на Ближнем Востоке. Путешествия подтверждали его имидж архетипического «странствующего еврея», считавшего, что искусство уничтожает границы и сословия.
Влияние Марка Шагала столь же обширно, как и количество стилей, которые он ассимилировал в своем искусстве. Никогда полностью не соглашаясь с каким-либо одним движением, он переплел многие из визуальных элементов кубизма, фовизма, символизма и сюрреализма в свою лирически эмоциональную эстетику с неизменным присутствием еврейского и славянского фольклора.
Шагал, как и Пикассо, — яркий пример современного художника, который оставил огромное наследие — живопись (как маслом, так и гуашью, акварелью), фрески, травление, витражи, керамические изделия, театральные декорации и костюмы.
Ключевые идеи:
— М. Шагал признавался, что его руки не были достаточно сильными: «Мне пришлось найти какое-то особое занятие, которое не заставило бы меня отвернуться от неба и звезд, позволило бы узнать смысл жизни». Именно поэтичность натуры, отраженная в смелых фантазиях полотен, сделала его всемирно известным.
— Еврейская идентичность художника была важна для него на протяжении всей жизни, и большую часть его работы можно охарактеризовать как попытку примирить старые еврейские традиции со стилями модернистского искусства. Христианские темы также привлекали его своей аллегоричностью.
— В ранних картинах доминируют личностные и в то же время вечные темы родной семьи с ее особым укладом, детства, смерти. Позже главной становится страстная любовь, появляются резкие деформации и сказочно-ирреальные цветовые контрасты, оказавшие большое влияние на развитие сюрреализма.
— Парижские сцены также нашли свое отражение в репертуаре Шагала — такие картины, как «Paris Through the Window», напоминают о наследии А. Матисса и работах друга Шагала Р. Делоне, но содержат сверхъестественность и считаются ключевыми предвестниками сюрреализма.
— В 1920-х Шагал воспринял как родственный дух появляющихся сюрреалистов, но нельзя сказать, что заимствовал его, потому что «снотворческое» качество в его сюжетах было всегда, а вот постулат концептуальности этого стиля он в конечном счете отверг.
— Фантазия Шагала, как однажды сказал поэт и критик Аполлинер, «сверхъестественна», и это проявляется не в искажении объектов, не в изощренном наборе фигур, а в самом «поведении предметов и персонажей». Сказочность или символичность (а чаще и то, и другое) характерны для почти всех работ мастера.
— Более поздние полотна заметно отличались от уже известных работ: цвета и сюжеты более меланхоличны, а живописные штрихи все более лиричны. Художник возвратился к мотивам постимпрессионистов. Некоторые критики середины 20 в. считали эти работы не стоящими внимания, однако время рассудило иначе.