Выдающаяся испанская художница, продолжительное время работавшая во Франции и ставшая представительницей парижской школы живописи. В отличие от своих более знаменитых на сегодняшний день земляков-кубистов П. Пикассо и Х. Гриса, Мария Гутьеррес Бланшар при жизни больше повлияла на художественное обновление испанского изобразительного искусства в начале двадцатого столетия, так как работала на родине, участвовала в национальных показах и преподавала. Художница считается ключевой фигурой испанского авангарда, ее картины – ценная часть коллекций национальных музеев и собраний в Европе.
Ключевые идеи:
— На первом этапе творческой карьеры Мария Бланшар фокусировалась на портретной живописи, постепенно отходя от классических приемов и академического твердого рисунка к большему колористическому богатству, большей свободе формы, а также к не слишком навязчивой, но выразительной экспрессивности.
— Окончательно от традиционного атавизма искусство Бланшар освободилось с переходом к методам кубизма. Она входит в движение страстно, работает много, и многое критики-искусствоведы того времени и современные справедливо считали, что она превосходит по технике исполнения и глубине понимания стиля А. Глеза, Л. Маркусси, Ж. Метцингера, Ф. Леже.
— В кубистических работах Бланшар прослеживается явная эволюция в технике. От первого кубизма, в котором она выполняла довольно простые работы, с легко идентифицируемыми образными элементами, художница быстро переходит к более сложному синтетическому кубизму. Специалисты отмечают, что в этом несомненное влияние Хуана Гриса, эстетические постулаты которого Мария разделяла. Если в начальных кубистских полотнах она манипулирует простыми геометрическими фигурами, наложенными друг на друга плоскостями, то в более поздних композициях она сводит тему к важным элементам, выраженным в планах, открытых с разных точек зрения.
— Мария работает очень близко к музыкальным композициям или натюрмортам Пикассо, Брака, Гриса, в которых элементы представляются объективно, нередко с помощью коллажа как существенной их части. Тем не менее, Мария Бланшар более свободна в интерпретации выбранной темы, чем упомянутые художники.
— В использовании цвета поэтике произведений Бланшар присущи художественные параметры орфизма. Это касается и несколько абстрактной тенденции в передаче изображаемых объектов. Поэтому, по определению специалистов, у Марии Бланшар «очень личный кубизм», который отличается своей формальной строгостью, своей структурой построения и мастерством цвета, характерным именно для этой художницы.